1. Цель и задачи исследования: сущность и отличия
Цель и задачи научного исследования являются его ключевыми элементами, требующими углубленного понимания их сущности и особенностей формулировки.
Цель исследования – конечный результат, основанный на актуальности проблемы и должен быть достигнут после завершения исследования.
Задача исследования – совокупность путей и средств, необходимых для получения запланированного результата, определенного целью.
Важно для каждого исследователя понять то, что данные элементы несут разное значение в исследовательском процессе, характеризующееся наличием ряда различий между ними. Разница между целью и задачей проявляется в количестве, периоде и целях формулировки, элементах воздействия на их определение, а также во временных пределах реализации.
Критерии |
Цель |
Задачи |
Количество |
Одна |
Несколько |
Период формулировки |
На начальном этапе
|
После цели |
Цель формулировки
|
Определить результат, которого необходимо добиться |
Определить средства и пути достижения целей
|
Как определяется
|
В соответствии с актуальностью проблемы, предмета и объекта |
Согласно избранным путям, средствам и гипотезам
|
Временные пределы реализации |
Реализуется на протяжении всего периода исследовательской работы |
Реализуются на конкретном этапе исследовательской работы
|
Цель и задачи являются взаимосвязанными, а не взаимозаменяемыми элементами.
2. Особенности формулировки цели и задачи исследования
2.1 Как сформулировать цель исследования
Цель исследования подразумевает определение конкретного результата, который должен быть достигнут исследователем и определяться как «новинка» в научном мире. От правильной формулировки данного элемента зависит не только совершенство исследовательской работы, но и правильное понимание третьими лицами ее сущности.
К основным принципам формулирования цели можно отнести:
- актуальность;
- новизна;
- четкость;
- лаконичность;
- конструктивность;
- реалистичность;
- досягаемость;
- ориентация на получение результата.
При создании цели обязательным является учет объекта и предмета исследования, которые должны быть четко с ней связаны.
Обычно при формулировании цели ключевыми словами выступают: исследовать, раскрыть, осуществить, описать и т.д.
Также важным аспектом в процессе целеполагания является ее соответствие теме исследования. При этом следует понимать, что данное соответствие заключается не в прямом дублировании с добавлением ключевых слов, а в создании совершенно новой трактовки, которая будет содержать проблематику темы, актуальность и новизну.
Цель должна включать научную новизну, а не дублировать существующие научные результаты.
2.2 Как сформулировать задачи исследования
Задания исследования направлены на то, чтобы последовательно раскрыть суть научной работы и достичь желаемого результата, который будет четко описан на их основе в выводах. То есть они определяют пути и меры, необходимые для получения запланированного результата.
Задания детализируют конкретные этапы исследовательской работы, обеспечивающие пошаговую реализацию поставленных целей. К данным этапам относятся: изучение, анализ и оценка, формирование научной новизны.
Для того чтобы правильно сформировать задачу необходимо придерживаться следующих принципов:
- поэтапности;
- последовательности;
- четкости;
- полноты;
- досягаемости;
- соответствия цели и содержанию.
Главной особенностью задач научного исследования является то, что их реализация проходит на конкретном этапе. При этом следует отметить, что только общая реализация всех задач обеспечивает полноценное достижение цели.
Несовершенное выполнение хотя бы одной задачи негативно влияет на общий результат исследования.
При формулировании задач рекомендуется использовать слова: изучить, проанализировать, оценить, определить, сформировать и т.п.
Недопустимо определение задач благодаря словам, указывающим на процесс. Например, исследование, изучение, ознакомление и т.д.
3. Основные ошибки при формулировке
На современном этапе существует значительное количество ошибок, которые совершают исследователи при постановке цели и задачи исследования. Данные ошибки довольно часто приводят к неполноценному раскрытию темы, поэтому следует их избежать на начальном этапе написания.
Основные ошибки при определении целей и задач
Цель |
Задачи |
Дублирование темы. Несоответствие теме. Отсутствие четкости формулировки. Не содержит научной новизны. Не раскрывает актуальность темы. Несовместима с объектом и предметом. |
Дублирование названий разделов и подразделов. Отсутствует поэтапная последовательность. Разногласия с содержанием. Сочетание с методами. Не обеспечивают полное достижение цели. Большое количество. |
Чтобы избежать ошибок при определении цели, напишите название темы, актуальность, объект, предмет и возможную научную новизну. Выберите ключевые слова и на них формулируйте цель.
Во избежание ошибок при формулировании задач необходимо условно их разделить на блоки: теоретические, аналитические и рекомендательные. Это обеспечит соблюдение их поэтапности: изучение, анализ и оценка, формирование научной новизны.
Когда нужно формулировать цель и задачи исследования?
Цель и задачи необходимо формулировать перед исполнением, поскольку их можно определить «путеводителем» написания, без которого правильное написание невозможно.
Допустимо ли изменение цели и задач?
Да. Изменение возможно, поскольку довольно часто обнаруживаются новые научные факты, которые могут повлиять на трактовку цели, что в свою очередь повлияет на изменение задач.
Каково оптимальное количество задач?
Оптимальное количество колеблется в пределах 5-7 задач, если полнота достижения поставленных целей это позволяет.