0 800 330 485
Работаем без выходных!
Горячая линия
График работы
Пн - Пт 08:30 - 20:00
Сб - Вс 10:00 - 17:00
Пишите в чат:
Для получения информации о существующем заказе - просьба использовать наш внутренний чат.

Чтобы воспользоваться внутренним чатом:

  1. Авторизируйтесь в кабинете клиента
  2. Откройте Ваш заказ
  3. Можете писать и отправлять файлы Вашему менеджеру

Объект и предмет исследования – в чем разница?

Редактор: Роман
10 мин.

В процессе написания научных работ студенты сталкиваются с понятиями объект и предмет исследования.

Магистр

1. Объект и предмет исследования

В процессе написания научных работ студенты сталкиваются с понятиями объект и предмет исследования. Понимание и дифференциация этих терминов крайне важны для правильной постановки задач и целей научного исследования. Но очень часто возникает вопрос: объект и предмет исследования – как определить? 

На первый взгляд кажется, что ничего сложного в формулировке объекта и предмета исследования нет. Ведь объект исследования – это то, что ученый планирует изучать, а предметом является характеристика или определенные функции этого объекта, которые могут на него как-то повлиять. Несмотря на это, не только студенты, но и многие молодые ученые часто сомневаются в том, что именно есть объектом их исследований и о чем идет речь. И каждый раз, приступая к работе над новым исследованием, ученые снова и снова задают себе этот вопрос. 

 

 

2. Что является объектом исследования?

Термин объект исследования являет собой определенное научное знание, которое планируется изучать. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследования. То есть под объектом исследования понимается явление (процесс), создающее изучаемую автором проблемную ситуацию и существующее независимо от исследователя.  

Важно

Объект исследования отвечает на следующие вопросы:  

  • «Что я исследую и рассматриваю в своей курсовой или дипломной работе (какое явление, какой механизм или процесс)?»;  
  • «Что находится на рассмотрении и нуждается в детальном теоретическом или экспериментальном исследовании?».  

 

Очень важно, чтобы объект исследования предвидел проблемную ситуацию, требующую от студента изучения.  

 

3. Что такое предмет исследования?

Предмет исследования – это конкретный аспект, черта, признак, принадлежащий объекту; ракурс, под которым рассматривается объект. То есть предметом исследования является определенный аспект проблемы, обозначенный студентом, рассматривая который, можно познать объект в целом, обозначить и выделить его характерные свойства. 

Важно

Предмет исследования отвечает на следующие вопросы:  

  • «В каком направлении я исследую (каковы особенности явления или процесса, каковы характеристики и признаки, какой аспект учитывается)?»; 
  • «Какие аспекты (отношение, структура, функции, методы, признаки, свойства, события и т.д.) объекта рассматриваются (изучаются)?». 

Следует помнить, что предмет исследования содержится внутри объекта. 

 

4. В чем разница между объектом и предметом исследования?

Различия между объектом и предметом исследования иногда довольно сложно определить по нескольким причинам:  

  • некоторые публикации содержат почти синонимичные значения этих терминов;  
  • толковые словари иногда дают расплывчатые определения без конкретных примеров. Например, можно встретить следующие определения: под предметом понимается все, что представлено органами чувств. Объектом изучения является любая материальная вещь или явление, существование которого не зависит от сознания человека.  

Тогда возникает вопрос: в чем разница между объектом и предметом исследования? 

Чаще всего при различении объекта и предмета исследование говорят, что объект шире предмета.  

Различение объекта и предмета исследование - картинка

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их взаимосвязь:  

 

Разница между объектом и предметом исследования - картинка

То есть, объектом называется общее поле исследовательской деятельности, которое напрямую зависит от выбранной темы, а предметом – конкретная часть исследуемой области.  

Лайфхак

Необходимо помнить, что предмет и объект исследования неотделимы друг от друга и находятся в таком же отношении, как общее и частное. Разница между ними заключается в «широте взгляда». Предметом исследования является лишь один из аспектов объекта, его индивидуальные свойства.  

Следует отметить, что к основным характеристикам объекта и предмета исследования относятся:  

Характеристики объекта и предмета исследования - картинка

Также ключевой характеристикой является то, что один и тот же объект исследования может изучаться разными науками и дисциплинами, для которых будет выбран их предмет. Например: 

Ключевая характеристика объекта и предмета - картинка

Таким образом, объектом изучения является процесс, закономерность, действие, живое существо или нечто неодушевленное, созданное человеком или природой. Другими словами, это то, что изучает исследователь. Предметом исследования является определенный аспект, свойство, качество, определенный аспект, который рассматривается в каждом конкретном случае. Это своего рода перспектива, направленная на отдельные аспекты и свойства изучаемого объекта.  

 

5. Примеры объекта и предмета исследования

Чтобы понять, что такое объект и предмет исследования в более упрощенном виде, можно привести следующие примеры: 

 

Объект 

Тема 

Молоко 

Качественные характеристики молока 

Дистанционное обучение 

Условия дистанционного обучения в высшем учебном заведении 

Аутсорсинг  

Особенности ИТ-аутсорсинга в Украине 

Крыло самолета 

Подъемная сила крыла самолета 

Медицинские маски 

Защитные свойства медицинских масок 

Деятельность отеля 

Особенности деятельности отеля в условиях карантинных ограничений. 

 

Для лучшего понимания того, как формулируются объект и предмет исследования, рассмотрим несколько практических примеров: 

 

Примеры выделения объекта и предмета исследования 

Тема исследования 

Объект исследования 

Предмет исследования 

Стратегическое управление развитием маркетинговой деятельности промышленного предприятия 

Развитие маркетинговой деятельности промышленных предприятий Украины  

Теоретические, методологические и методические аспекты стратегического управления развитием маркетинговой деятельности крупных машиностроительных предприятий 

Привлекательность международных товарных рынков в условиях глобализации мирохозяйственных отношений 

Процессы формирования и развития международных товарных рынков в условиях глобализации мирохозяйственных связей  

Привлекательность международных товарных рынков как фактор создания эффективных стратегий расширения внешнеэкономической деятельности предприятий 

Формирование потребительского поведения на украинском рынке высокотехнологичных товаров 

Процессы формирования и функционирования рынков высокотехнологичных товаров в Украине  

Теоретические, методические основы и практические аспекты формирования потребительского поведения предприятий на украинском рынке высокотехнологичных товаров 

Процессы диверсификации на предприятиях кондитерского рынка Украины 

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий кондитерского рынка Украины  

Теоретико-методологические и организационные основы развития процессов диверсификации на предприятиях кондитерского рынка Украины 

Малые и средние предприятия Украины в структуре международного бизнеса 

Внешнеэкономическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Украины на международных рынках  

Комплекс теоретических, методических и практических рекомендаций по определению приоритетных направлений деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Украины на международных рынках и рисков их внешнеэкономической деятельности 

6. Распространенные ошибки при определении объекта исследования

Стоит отметить, что почти в 80 % случаев студенты путают объект и предмет исследования. Это одна из основных ошибок, которую допускают студенты в процессе выполнения научных исследований.  

Среди распространенных ошибок в процессе определения объекта исследования можно выделить следующие:  

  • неправильное или неточное выделение границ рабочего поля для проведения экспериментов; 
  • смещение вектора научных исследований на другие научные направления; 
  • масштабы, не соответствующие действительности; 
  • наличие нескольких объектов (двух и более) в одном предложении; 
  • самая большая и недопустимая ошибка – забыть указать объект во вступлении курсовой / дипломной работы или совместить объект и предмет исследования. Это может быть воспринято научным руководителем как признак некомпетентности студента, и такая работа будет возвращена на доработку.  

К другим распространенным ошибкам при определении объекта научного исследования можно отнести следующие: 

  • «отклонение» в сторону другой науки или дисциплины, не заявленное в теме исследования. Например, в курсовых или дипломных работах по психологии часто наблюдается «бегство» в сторону других отраслей психологии, для юриспруденции характерен уклон в сторону других отраслей права, так как многие из них родственны; 
  • отсутствие конкретики, расплывчатость объекта исследования. Это существенная ошибка.  

Поэтому при формулировании объекта исследования необходимо четко его очертить.  

 

7. Ошибки в формулировке предмета исследования

При формулировании предмета исследования студенты также довольно часто допускают ошибки. Наиболее распространенными ошибками при определении предмета научного исследования являются: 

  • расплывчатость формулировок предмета; 
  • взаимозаменяемость предмета и объекта исследования (некорректная идентификация экспериментальной сферы); 
  • отсутствует согласованность, расщепление свойств объекта и предмета в гуманитарных/технических науках; 
  • свойства предмета чрезмерны, они выходят за допустимые пределы объекта научного исследования; 
  • тавтология, неоправданная взаимозаменяемость формулировки темы и предмета научного исследования; 
  • между объектом и предметом возникает логический разрыв, нарушающий логическую целостность и структуру научного исследования; 
  • плагиат. Недопустимо дословное копирование объекта и предмета из другой, уже защищенной научной работы. Научное исследование должно быть оригинальным, не заимствованным, в том числе с формулировкой объекта и предмета. 
Интересует написание работы "под ключ" с гарантией?

 7.1 Примеры ошибок при определении объекта и предмета исследования

Для того чтобы понять, какие ошибки могут возникнуть в процессе формулирования объекта и предмета научного исследования, необходимо рассмотреть конкретные примеры.  

 

Примеры ошибок в формулировке объекта и предмета исследования: 

Тема исследования 

Ошибки в формулировке объекта и предмета 

Правильный вариант формулировки объекта и предмета 

Эволюционное развитие предметов домашнего обихода 

Объектом исследования является эволюция развития предметов быта в разные исторические периоды. 

Предмет – объекты домашнего обихода.  

Объектом являются разнообразные предметы быта. 

Предметом исследования является модификация предметов быта в контексте их эволюционного развития. 

Творчество Л. Украинки и его влияние на современную молодежь 

Объект – Л. Украинка или современная молодежь. 

Предмет – стихи Л. Украинки.  

Объектом являются литературные произведения Л. Украинки. 

Предметом исследования является изучение влияния произведений Л. Украинки на современную молодежь  

Факторы эмоционального развития детей школьного возраста 

Объект – дети школьного возраста.  

Предметом исследования являются особенности эмоционального развития детей школьного возраста. 

Объектом исследования являются факторы эмоционального развития детей школьного возраста.  

Предметом исследования является влияние школьной жизни на эмоциональное развитие детей. 

Мотивация персонала компании как фактор повышения производительности труда 

Объектом является персонал предприятия.  

Предметом исследования являются пути повышения производительности труда персонала компании. 

Объектом исследования являются современные методы мотивации персонала.  

Предмет исследования – влияние методов мотивации на повышение производительности труда персонала компании. 

Лайфхак

Чтобы определить объект и предмет исследования, можно воспользоваться следующими советами:  

● Формулировка объекта и предмета должна быть четкой и логичной.

● Определять объект и предмет необходимо только после точной формулировки темы исследования.  

● Выбор объекта и предмета исследования должен совпадать со специальностью.  

● Формулировка объекта и предмета исследования должна осуществляться исключительно в научном стиле.  

● При выделении объекта и предмета исследования нельзя использовать ранее опубликованное исследование на аналогичную тему.  

● Формулировка объекта и предмета исследования не должна содержать ошибки.  

● Определиться с объектом и предметом исследования необходимо после формулирования актуальности выбранной темы, постановки целей и задач.

Таким образом, зная, чем отличается предмет от объекта исследования, как определить объект и предмет исследования, в процессе написания научной работы не возникнет проблем с их формулировкой, а процесс исследования значительно упростится.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Можно ли не определять объект и предмет в научной работе?

Нет, любая научная работа имеет свой объект и предмет исследования, их просто нужно правильно определить и сформулировать. Отсутствие обоих или одного из этих элементов может привести к неверному направлению. Такая научная работа не раскроет тему в полной мере. И, скорее всего, научный руководитель вернет ее на доработку.

Можно ли сформулировать объект и предмет после написания научного исследования?

Нет, эти элементы определяются в начале работы, после окончательной формулировки темы. Если объект и предмет определены неправильно, исследование может не достичь своей цели, а тема останется нераскрытой. Отсутствие четких границ для изучения темы способствует научному «распылению», то есть автор научного исследования рискует написать обо всем и ни о чем одновременно. Научная ценность такого исследования будет сомнительной.

Что шире предмет или объект исследования?

Объектом исследования является процесс, явление или система, которые непосредственно рассматриваются в работе. Это абстрактное и широкое понятие, которое напрямую зависит от темы. Предметом исследования является конкретная и более узкая часть объекта, которая анализируется в рамках исследования. Это конкретная часть объекта, которая должна быть исследована в рамках выбранной темы. Таким образом, объект исследования шире предмета.

Magistr.ua
Узнай стоимость написания своей работы
Количество страниц:
-
+
Срок исполнения:
-
дней
+
от 660

Статья была полезна вам?

Оцените статью от 1 до 5

5 с 5 на основе 2 оценок

Поделиться:
Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: