1. Что такое методички?
Методичка – это сокращенное название учебно-методического пособия, которое используется в повседневном употреблении среди научно-преподавательского и студенческого сообществ.
Учебно-методическое пособие – это учебное издание, содержащее методику преподавания учебной дисциплины или методику воспитания. Наиболее распространенными разновидностями являются методические рекомендации и методические указания (см. рис 1).
Рис. 1 — Примеры методички
Заметим, что методические рекомендации могут быть предназначены для преподавателей (учителей) и для студентов (школьников), тогда как методические указания адресованы только студентам или школьникам. Методические рекомендации и методические указания – это небольшое по объему издание, предназначенное для:
- ведения и преподавания научных дисциплин;
- написания и оформления научно-исследовательских работ и проектов;
- самостоятельного изучения дисциплин и курсов.
Обычно методичка посвящена одной теме, но с подробным ее рассмотрением. Ее содержание способствует быстрому и доступному получению необходимой информации для определенной аудитории читателей.
Сегодня сложно представить научную деятельность без использования методички. Методика – это «помощник», который поможет научить, изучить, написать, оформить, исследовать.
2. Как работать с методичкой?
Самое важное – это обычно для начала найти методичку. Все необходимые учебно-методические пособия, методические рекомендации и методические указания находятся при учебных заведениях. Это связано с тем, что даже при одинаковых требованиях по преподавательскому делу некоторые технологии доказывания необходимой информации могут быть уникальными.
Нужно пользоваться методичками того заведения, где учитесь или работаете.
Эффективная работа с методичкой предусматривает:
- ознакомление с содержанием;
- постепенное изучение всех разделов и подразделов;
- выделение основного, что наиболее важно лично для вас;
- выделение непонятного для дальнейшего уточнения.
Не работайте с методикой только частично. Можно опустить многие важные моменты и не до конца понять главную суть изложенной информации.
3. Как сделать методичку?
3.1. Структура методичек
Написание методички начинается с определения ее структуры, состоящей из нескольких элементов. Все обязательные элементы структуры методички определяются каждым учебным заведением самостоятельно, хотя они достаточно похожи (см. табл. 1)
Таблица 1
Наиболее распространенные элементы структуры методички
Учебно-методическое пособие |
|
|
|
Методические указания |
|
Данные Таблицы 1 четко указывают на то, что учебно-методическое пособие является наиболее глубокой по своей структуре методичкой. Структура каждой разновидности методички должна быть построена так, чтобы максимально полно, понятно и четко донести до читателя нужную информацию.
При формировании плана методического пособия необходимо определить главную цель его написания.
Например, это может быть:
- научить и сформировать методику освоения информации;
- сформировать рекомендации по определенной методике преподавания, изучения, написания, оформления, проведения исследования;
- сформировать указания методического направления для самостоятельного изучения. Данную задачу следует записать на карточке и использовать при написании методички. Это позволит максимально правильно сформировать основной текст пособия.
3.2. Оформление методичек
Оформление методичек как источника информации является важным этапом при ее написании. От правильного оформления зависит самое важное – это восприятие информации читателем.
Основные требования к методичке при ее оформлении:
- полнота и понятность информации;
- четкость и лаконичность изложения информации;
- максимум нужной информации при минимуме текста;
- грамотность и эстетичность.
Данные требования обязательны при написании методического пособия, для того чтобы каждый, кто начинает им пользоваться, гарантированно получил нужную информацию за короткое время.
Важное внимание при оформлении методички нужно уделять содержанию и вступлению, поскольку именно с данных элементов начинается ознакомление читателя с тем, что содержится в данной методичке.
Содержание методички должно:
- содержать все заголовки, которые есть в тексте;
- не содержать сокращений;
- не содержать длинных разделов и подразделов;
- разделы и подразделы должны четко соответствовать тематике.
Учет данных требований содержания обеспечит возможность с первой страницы понять, что содержится в методическом пособии.
Многие пользователи методичками обходят такой элемент как вступление и сразу переходят к ознакомлению с основным текстом. Следует отметить, что это большая ошибка. Введение в методичке также содержит полезную информацию для читателя.
Основными требованиями при написании вступления к методичке являются:
- введение должно содержать краткое описание содержимого методички;
- во введении должна быть определена цель написания методички;
- во введении должно присутствовать краткое толкование основных понятий для полноты понимания.
То есть ознакомившись с введением, можно узнать о содержании методички, ее цели написания и определения основных понятий.
Таким образом, методика – это не просто издание с требованиями, а источник необходимой информации в среде образования и науки.
4. Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций и указаний?
Как отмечалось, методические рекомендации и методические указания являются разновидностью учебно-методического пособия. Основными отличиями методического пособия от рекомендаций и указаний являются:
- больший объем страниц;
- учебно-методическое изложение информации;
- расширенная структура;
- наличие теоретической и практической части.
Заметим, что каждое из данных изданий имеет свое назначение, поэтому они не взаимозаменяемы в процессе образования:
- учебно-методические пособия – содержат теоретическую и практическую информацию с целью научить;
- методические рекомендации – рекомендуют и определяют обязательные условия определенного процесса (написание, исследование, оформление);
- методические указания – указывают путь освоения определенной тематики.
Таким образом, говоря о методичке можно понимать различные издания, имеющие присущие им особенности и структуру.
Обязательно ли вступление в методичке?
Если это учебно-методическое пособие тогда да, вступление обязательно. В методических рекомендациях и методических указаниях введение не является обязательным элементом.
Где можно найти методичку?
Усі методички формуються кожним закладом освіти, відповідно знайти їх можна або безпосередньо в закладі, або на його інтернет сторінці (сайті), якщо звісно є електронний варіант методички.
Чем отличаются методические рекомендации от методических указаний?
Методические рекомендации содержат информацию рекомендательного характера с указанием обязательных условий или элементов изучения, написания, исследования и т.д., а методические указания четко указываются на методику и порядок изучения, написания, исследования и т.д.