1. Процедура отчисления студента из ВУЗ
Всем известно, что во время обучения в высшем учебном заведении случаются случаи отчисления. Наверное, каждый, кто слышит выражение «отчислен из высшего учебного заведения», сразу воспринимает этот факт как нечто негативное. Но нужно отметить, что случаи отчисления бывают разными.
Порядок отчисления студента базируется на основании определенных причин отчисления. Причины отчисления из ВУЗ предусмотрены Законом Украины «О высшем образовании», а также Положением Министерства образования и науки Украины (см. табл. 1).
Таблица 1
Основания для отчисления из высшего учебного заведения*
Причины |
Особенности |
Завершение обучения по образовательной программе
|
Данная причина достаточно ясна. Каждый учащейся, завершивший обучение по образовательной программе, сразу отчисляется из числа студенческого сообщества. |
Отчисления по собственному желанию
|
Данное отчисление инициируется учащемся самостоятельно. Осуществляется отчисление по собственному желанию на основании заявления, которое пишется на имя руководителя ВУЗ. К заявлению обязательно прилагаются: согласие декана факультета и справка об отсутствии задолженностей перед ВУЗ, остальные документы могут быть предусмотрены каждым учебным заведением индивидуально. |
Отчисления в связи с переводом в другое высшее учебное заведение
|
Данное отчисления также инициируется студентом самостоятельно. В данном случае для согласования перевода в другой ВУЗ учащейся должен подать два заявления: 1 – на имя руководителя ВУЗ, где учится; 2 – на имя руководителя ВУЗ, куда планирует переводиться. Только с их согласия начинается процедура перевода. |
Отчисления в связи с невыполнением индивидуального учебного плана
|
Отчисление инициатором которого является ВУЗ. По-другому данное отчисление еще называют, как отчисление за неуспеваемость, за не посещение занятий и т.д. Студент отчисляется из ВУЗ, если он не ликвидировал «задолженность». Следует заметить, что каждое высшее учебное заведение имеет специальные положения, определяющие процедуру и сроки ликвидации задолженности (неудовлетворительных оценок, прогулов и т.п.). Данное положение пригодится каждому учащемуся, имеющему повод для его отчисления из-за невыполнения индивидуального учебного плана. |
Отчисления за нарушение условий договора, заключенного между ВУЗ и студентом, или тем, кто платит за обучение |
Перед поступлением в ВУЗ абитуриент заключает договор с учебным заведением. Невыполнение условий данного договора является причиной отчисления. Обычно это случается при неуплате за обучение на контрактных условиях. Также могут быть отчисления за нарушение внутреннего распорядка ВУЗ и учебной дисциплины. |
*Источник: сформировано автором на основе данных ЗУ «О высшем образовании» и Положения МОН
Каждому отчисленному студенту выдается академическая справка, содержащая информацию о полученных результатах во время обучения, перечень дисциплин и количество кредитов ЕКТС.
Процедура отчисления студента также предусматривает отчисление из-за неудовлетворительного состояния его здоровья. Данная причина не входит в число главных оснований отчисления из ВУЗ, поскольку обычно по состоянию здоровья предоставляется академотпуск. Кроме двух случаев:
- если студент имеет болезнь психоневрологического характера и по выводам лечебно-профилактического учреждения не может продолжать обучение;
- если студент болен туберкулезом.
Больные болезнью психоневрологического характера и туберкулезом имеют возможность получить один год академотпуска для
улучшения состояния здоровья. После которой руководство ВУЗ принимает решение, на основе выводов лечебно-профилактического учреждения, по обновлению студента в университете.
2. Процесс обновления студентов на обучение после отчисления
2.1. Условия обновления студентов на обучение
Каждый отчисленный имеет право на то, чтобы восстановиться в университете для продолжения обучения с целью получения высшего образования. Это может быть тот же университет или другое высшее учебное заведение. В соответствии с Положением МОН, отчисленному можно восстановиться на обучение при условии наличия у него способности выполнять успешно образовательную программу и независимо от:
- причин отчисления;
- продолжительности перерыва в обучении;
- трудового стажа;
- формы обучения;
- типа программы;
- источников финансирования;
- формы собственности;
- сферы управления учебного заведения.
Восстановиться на учебу в государственные учебные заведения не могут студенты, отчисленные из неаккредитованных негосударственных учреждений высшего образования.
Правила обновления студентов на обучение предполагают, что невозможно восстановиться в университете на первый курс. То есть, если учащейся был отчислен на первом курсе, он может возобновиться в университете и продолжить обучение только со второго курса, при условии успешного составления академической разницы до начала учебного года. Обычно студенту восстановиться на обучение можно на тот же (начиная со второго курса) или предыдущий курс (начиная с третьего курса), все зависит от успешно сданной академической разницы и решения комиссии университета.
Следует отметить, что главным условием, чтобы восстановиться на обучение, является погашение кредитов ЕКТС. Законодательством предусматривается сдача академической разницы, которая может составлять не более 30 кредитов ЕКТС. Хотя на практике большинство ВУЗ устанавливают меньшее ограничение академической разницы (10-15 кредитов ЕКТС).
Важным моментом при восстановлении является то, что на государственную форму могут восстановиться студенты, которые были отчислены именно из этой формы обучения, но при условии наличия свободных мест.
При восстановлении на государственную форму обучения имеет значение причина отчисления. Обычно, если отчисление было в связи с невыполнением индивидуального учебного плана, студенту возобновиться на обучение можно только на контрактную форму.
2.2. Порядок возобновления на обучение после отчисления
Восстановиться в университете отчисленному можно во время каникул (зимних или летних). Правила восстановления на обучение предусматривают соблюдение конкретно определенной процедуры обновления в высшем учебном заведении после отчисления (см. рис.1).
Рис. 1. Процедура восстановления на обучения в ВУЗ
Первым этапом процедуры восстановления является предоставление пакета документов, а именно:
- заявления о возобновлении в число студентов (на имя руководителя (ректора) ВУЗ);
- академической справки, выданной во время отчисления;
дополнительных документов, определённых учебным заведением, например:
- копия паспорта и ИНН;
- выписка из приказа об отчислении;
- копия соглашения об обучении;
- справка по академической разнице и т.д.
Заявление о возобновлении в университет подается заранее в деканат или приемную комиссию, а их решение о восстановлении студента на обучение сообщается руководителю (ректору) высшего учебного заведения.
Каждый ВУЗ самостоятельно устанавливает срок подачи заявления о возобновлении в число студентов до начала обучения в заведении. Данный срок может составлять от двух недель до одного месяца.
Порядок возобновления на обучения предусматривает утверждение Приказа о возобновлении студента в высшем учебном заведении. Данный приказ выдается и утверждается руководителем (ректором) ВУЗ на основании принятого положительного решения деканата или приемной комиссии по восстановлению на обучение студента.
Сдача академической разницы является важнейшим этапом процедуры восстановление в ВУЗ. На данном этапе студент должен сдать зачеты и экзамены, которые входят в перечень его задолженностей в период отчисления, а также зачеты и экзамены, необходимые для восстановления в конкретном ВУЗ.
Академическая разница определяется деканатом института (факультета) учебного заведения, где планирует студент восстановиться на обучение.
Именно на основе результатов составления академической разницы происходит заключительный этап возобновления студентов на обучение, то есть их зачисление в ВУЗ.
Если принято решение, чтобы восстановится в университете, подготовьте заранее документы и их копии, которые могут потребоваться при подаче заявления на возобновление. Вы сможете сразу после получения перечня нужных документов предоставить их в тот же день. Во-первых, это позволит сэкономить ваше время. Во-вторых, это укажет на целенаправленность относительно того, чтобы восстановиться на обучение.
Как уже отмечалось, отчисленный имеет возможность восстановиться в другое высшее учебное заведение. Студенту восстановиться на обучение можно на ту же специальность, которую он получал до отчисления из ВУЗ, или на специальность близкого направления.
Студенты-магистры, которые были отчислены из учебного заведения, имеют право восстановиться в университете только на ту же специальность. Студентам-бакалаврам предоставляется возможность сменить предыдущую специальность на специальность близкого направления.
3. Отказ в обновлении студентов на обучение в высшем учебном заведении
В процессе возобновления на обучения в высшем учебном заведении происходят случаи, когда претендент на восстановление получает отказ. Отказ студент может получить как на начальном этапе при рассмотрении заявления на восстановление деканатом факультета (института) или приемной комиссией, а также на этапе сдачи академической разницы.
К основным причинам отказа в обновлении студентов на обучение можно отнести:
На начальном этапе при рассмотрении заявления:
- студент четко указал, что хочет восстановиться на государственную форму обучения, но за неимением мест получает отказ;
- студент-магистр был отчислен во время получения другой специальности, а не той на которую подал заявление на восстановление;
- претендент на восстановление был отчислен за грубые нарушения внутреннего распорядка ВУЗ и учебной дисциплины;
- на основании выводов лечебно-профилактического учреждения принимается решение относительно отказа в восстановлении студента, который имеет болезнь психоневрологического характера или больной туберкулезом и т.д.
На этапе сдачи академической разницы:
- отказ из-за неудовлетворительной сдачи зачетов и экзаменов, входящих в перечень задолженностей;
- отказ из-за неудовлетворительной сдачи зачетов и экзаменов, необходимых для продолжения обучения в высшем учебном заведении.
Следует помнить, если было принято решение возобновится в университете, нужно как следует подготовится, чтобы не возникли проблемы во время процедуры восстановления на обучение.
Следовательно, порядок возобновления на обучения в высшем учебном заведении определяется на законодательном уровне. На сегодняшний день четко определены условия востановления студентов на обучение. Выше описанные условия позволят самостоятельно определить, есть ли возможность у студента восстановиться на обучение.
Что нужно для восстановления на обучения в университете?
Для того, чтобы восстановиться на учебу, нужно подать заявление на восстановление в университете в деканат или приемную комиссию на имя ректора вуза и академическую справку, которая была выдана во время отчисления.
Какие документы нужны для восстановления в университете?
Чтобы студенту восстановиться на обучение, нужно подать в ВУЗ заявление на восстановление в число студентов на имя ректора и академическую справку и дополнительные документы, определенные внутренними положениями учебного заведения.
В течение какого срока можно обновиться в университете?
Восстановиться на обучение в ВУЗ можно во время летних или зимних каникул, независимо от продолжительности перерыва в обучении.