1. Что такое дистанционное обучение
1.1. Дистанционная форма обучения: понятие и значение
Развитие научно-технического прогресса, процесс цифровизации всех сфер деятельности и быстрый темп жизни общества стали весомыми причинами создания новой формы получения образования, которая сегодня называется дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – это форма получения образования, которая происходит в асинхронном (off-line) и синхронном (on-line) режимах благодаря применению специально разработанного научно-методического и системно-технического обеспечения.
На современном этапе данная форма получения образования имеет важное значение в процессе предоставления образовательных услуг всем желающим. Она дает возможность полноценно реализовывать право каждого на образование, независимо от имущественного и социального положения, места жительства, состояния физического здоровья, вероисповедания и т.д.
Особенности дистанционного образования ВУЗ:
- предусматривает обязательное применение современных информационно-коммуникационных технологий;
- введение данной формы происходит по согласованию с органом управления образованием под управлением которого находится учебное заведение (для профессионально-технических учебных заведений – ПТУ) и по согласованию с Министерством образования и науки Украины (для высших учебных заведений – ВУЗ и заведений последипломного образования – ЗПО);
- срок устанавливается самостоятельно ПТУ, ВУЗ, ПВО и должен составлять не менее чем по дневной форме;
- количество соискателей образования дистанционно не должно превышать лицензированного объема и устанавливается ученым советом в ВУЗ, ЗПО, а педагогическим советом в ПТУ.
Дистанционное обучение – это отдельная форма получения образования, имеющая законодательно определенный учебный процесс. Технологии дистанционного получения образования также могут применяться в других формах обучения (дневной, заочной, вечерней и др.)
1.2. Кто может учиться дистанционно
Дистанционное образование в Украине не имеет особых ограничений в отношении абитуриентов, находящихся на территории страны. Главное это наличие полного среднего образования при поступлении в ВУЗ или наличие не полного среднего образования, если это вступление в ПТУ и успешно сданное ВНО.
В связи с военным положением, в Украине ограничение существует только для украинцев мужского пола, которые находятся за границей и не имеют военно-учетных документов. Без наличия военного билета или приписного удостоверения поступить в украинские ВУЗ на дистанционную форму невозможно.
Получать образование дистанционно могут:
- граждане Украины;
- иностранные граждане согласно законодательству Украины и международным соглашениям;
- лица без гражданства согласно законодательству Украины и международным соглашениям.
Данная форма обучения увеличивает возможность получить профессионально-техническое или высшее образование:
- работающим лицам;
- лицам, параллельно получающим еще одно образование;
- женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- людям с ограниченными физическими возможностями;
- лицам, находящимся за пределами страны.
Каждый гражданин Украины имеет конституционное право на получение образования и профессиональной квалификации. Выбор формы обучения является личным решением каждого абитуриента.
2. Процесс дистанционного обучения и его обеспечение
2.1. Как проводится дистанционное обучение
Дистанционное образование ВУЗ проводится в соответствии с утвержденным учебным процессом, который осуществляется в установленных формах:
Составляющие формы |
Характеристика |
Самостоятельная работа
|
Предусматривает самостоятельную проработку информационных источников и материалов, а также выполнение задач в соответствии с требованиями учебной программы. |
Учебные занятия
|
К основным видам учебных занятий относятся: — лекции; — семинары; — практические и лабораторные занятия; — консультации; — деловые игры; — общие проекты и т.д. |
Практическая подготовка (в ВУЗ) Профессионально-практическая подготовка (в ПТУ) |
Проведение практических занятий предполагается учебной программой учебного заведения. Они могут проходить в асинхронном (off-line) и синхронном (on-line) режимах. Исключением есть лабораторные работы. Данный вид работ производится только очно в специально назначенных лабораториях. |
Контрольные мероприятия
|
Контрольные мероприятия включают: — промежуточный (тематический, модульный) контроль; — итоговый контроль; — и другие виды контроля знаний, умений, навыков, определенные ПТУ, ВУЗ и ЗПО. |
Все контрольные мероприятия осуществляются при условии обеспечения аутентификации студента или наглядно благодаря применению информационно-коммуникационных технологий (видеоконференц-связи).
Главным в процессе дистанционного обучения является наличие технической возможности студента для обеспечения бесперебойного доступа к веб-ресурсам учебного заведения. Каждый учащейся, обучаясь дистанционно, имеет собственную персональную страницу, содержащую:
- перечень дисциплин (дистанционных курсов) на учебный год;
- расписание проведения занятий;
- учебные материалы, необходимые при изучении дисциплин (электронные пособия и учебники, лекции, методические рекомендации, презентации и т.п.);
- журнал оценок;
- электронная зачетная книжка.
Получая дистанционное образование, студент может самостоятельно определять сроки выполнения самостоятельных и практических задач, но во временных пределах указанных учебной программой.
2.2. Обеспечение обучения дистанционно
Дистанционная форма обучения в ВУЗ реализуется благодаря наличию необходимого обеспечения (см. табл. 2). От его качества зависит качество предоставления дистанционно образовательных услуг учебным заведением, а также восприятие студентом представленной информации во время прохождения учебной программы.
Вид обеспечения |
Составляющие |
Научно-методическое обеспечение |
— методические рекомендации, на которых основывается разработка и применение технологий данной формы обучения; — система, критерии и средства контроля; — методическое, содержательное и дидактическое наполнение дистанционных курсов (веб-ресурсов). |
Квалифицированный кадровый коллектив
|
— педагогические работники; — научно-педагогические работники; — методисты. |
Системнотехническое обеспечение
|
— аппаратные средства, позволяющие работать с веб-ресурсами (ПК, серверы, сетевое оборудование, источники бесперебойного питания и т.п.); — информационно-коммуникационное обеспечение; — программное обеспечение; — веб-ресурсы учебных дисциплин и т.д. |
Выше указанное обеспечение формируется каждым учебным заведением самостоятельно, в соответствии с нормами и требованиями установленных органом управления образованием под управлением которого находится учебное заведение и МОН Украины.
3. Преимущества дистанционного обучения
Дистанционная форма обучения не без основания завоевывает популярность в обществе. Мотивированные соискатели, обучаясь на данной форме, достигают весомых результатов не только в своем личном развитии, но и за счет удачного сочетания с работой получают положительный результат в карьерном росте.
О положительном влиянии получения образования дистанционно всеми желающими свидетельствуют следующие его преимущества:
- возможность сочетания с работой;
- возможность получить параллельно еще одно образование;
- отсутствуют временные и территориальные ограничения;
- удобный темп, который можно регулировать самостоятельно;
- более низкая стоимость чем на дневной форме;
- постоянный доступ к необходимым веб-ресурсам;
- постоянная связь с преподавателями (on-line и off-line);
- возможность учиться за кордом без выезда из страны;
- возможность воспитывать детей и получить образование;
- возможность получить образование для людей с инвалидностью и т.д.
Учитывая то, что во время обучения дистанционно коммуникационная связь несколько ограничена по сравнению с очной учебой, то важной задачей каждого учащегося является максимально прислушаться к советам преподавателей, кураторов и руководителей проектов.
4. Перспективы дистанционного образования
Обучение дистанционно можно охарактеризовать как важную форму получения образования в XXI веке. Его важность заключается не только в необходимости адаптации системы образования к процессам глобализации, цифровизации и информатизации во всем мире, но и в том, что данная форма предоставления образовательных услуг оказалась достаточно эффективной в форс-мажорных обстоятельствах: пандемии Covid-19 и войны в Украине.
Сегодня дистанционное обучение за рубежом является приоритетной формой получения быстро развивающегося образования. На развитие дистанционного образования в мире влияют:
- Современные тенденции в образовании на мировом уровне. Каждое перспективное учебное заведение в мире пытается отвечать инновационным требованиям современного мира.
- Макроэкономические факторы. Развитие данной формы получения образования существенно зависит от макроэкономических показателей, особенно это касается показателей рынка труда (спрос на работников, заработная плата и т.п.).
- Территориальные особенности. Зарубежные ВУЗ предлагают дистанционное образование на нескольких языках, что облегчает возможность обучаться иностранным абитуриентам.
- Потребности потребителей. Дистанционная форма позволяет существенно сэкономить средства и не тратить драгоценное время, поэтому потребители образовательных услуг в большинстве стран мира предпочитают эту форму.
Страной-лидером по дистанционному обучению в мире являются США. Об этом свидетельствует процент зачисления абитуриентов в 2024 году в ТОП-5 учебных заведений с дистанционным обучением США:
Европейские ВУЗ также с каждым годом все больше подстраивают образовательную программу к возможности учиться дистанционно, ведь популярность в Европе на данную форму получения образования растет.
Главным отличием дистанционного образования в Европе является то, что оно может проходить в трех режимах: синхронном, асинхронном и гибридном. Гибридный режим обучения состоит в том, что студент самостоятельно изучает необходимые материалы, а в конце семестра очно посещает учебное заведение для написания экзаменационных тестов.
В список самых популярных ВУЗ Европы с дистанционным обучением входят:
- University of Birmingham (Великобритания);
- Heriot-Watt University (Великобритания);
- IUBH University of Applied Sciences (Германия);
- Business Institut EDU (Чехия);
- Dublin City University (Ирландия);
- Wageningen Universiteit en Researchcentrum (Нидерланды) и др.
В Украине дистанционная форма системы образования существует с 2013 года. Хотя свою популярность она приобрела в период пандемии Covid-19. Война в стране продлила ее актуальность для украинской системы образования.
К самым популярным ВУЗ Украины с дистанционной формой обучения относятся:
- Киевский Институт Бизнеса и Технологий (КИБиТ) (г. Киев);
- Европейский Университет (г. Киев);
- Академия труда, социальных отношений и туризма (АПСВТ) (г. Киев);
- Национальная академия статистики, учета и аудита (г. Киев);
- Национальный юридический университет им. Я. Мудрого (НЮУ) (г. Харьков);
- Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ) (г. Харьков);
- Харьковский институт МАУП (г. Харьков);
- ИТ STEP Университет (г. Львов);
- Одесский технологический университет «ШАГ» (г. Одесса);
- Государственный университет интеллектуальных технологий и связи (ГУИТЗ) (г. Одесса);
- Полтавский национальный педагогический университет им. А. Довженко (г. Полтава) и др.
При выборе учебного заведения для поступления на дистанционную форму ищите информацию по обучению дистанционно на сайтах избранных учебных заведений, поскольку на сегодняшний день нет единого официального перечня таких учебных заведений.
Согласно данным Государственной службы статистики Украины, в 2023 году количество поступающих на дистанционную форму в учреждения высшего образования (ВУЗ) в Украине увеличилось на 153 человека по сравнению с 2022 годом, а в учреждения профессионального предвысшего образования (ПТУ) увеличилось на 10 человек
Форма обучения |
2021/22 |
2022/23 |
2023/24 |
|||
ПТУ |
ВУЗ |
ПТУ |
ВУЗ |
ПТУ |
ВУЗ |
|
Дневная |
86 808 |
199 982 |
85 442 |
198 643 |
113 418 |
208 621 |
Вечерняя |
254 |
327 |
295 |
430 |
355 |
229 |
Заочная |
12036 |
38 650 |
7 823 |
45 350 |
8593 |
41883 |
Дистанционная |
3 |
259 |
0 |
666 |
10 |
819 |
Общее количество |
99101 |
239 218 |
93560 |
245 089 |
122 376 |
251 552 |
Из данных Таблицы 3 можно наблюдать, что на дистанционной форме обучается незначительная доля студентов, хотя на сегодняшний день дистанционное образование в Украине характеризуется высокими показателями качества предоставления образовательных услуг учебными заведениями. Об этом свидетельствует то, что в конце 2023 даже существовало предложение у отечественных законотворцев по замене заочной формы на дистанционную.
Заметим, что учитывая евроинтеграционный курс Украины, адаптация украинских ПТУ, ВУЗ и ПВО к возможности обучать дистанционно является одной из основных задач на сегодняшний день, которая требует прежде всего формирования качественной нормативно-правовой основы.
Что такое дистанционная форма обучения?
Дистанционная форма обучения – форма получения образования, которая предусматривает применение современных информационно-коммуникационных технологий для обучения в режимах онлайн и офлайн, не посещая учебное заведение.
В чем разница между онлайн и дистанционным обучением?
Онлайн обучение – это один из режимов обучения, который может использоваться во многих формах получения образования. А дистанционное обучение – это форма получения образования, которая включает возможность учиться в режимах: онлайн и офлайн.
Как перейти на дистанционное обучение?
Переход на другую форму обучения происходит с согласия ректора (директора) ВУЗ в период зимних или летних каникул.