1. Общая характеристика бизнес-плана
1.1 Понятие и виды
В настоящее время невозможно представить ведение бизнеса без эффективно сложившегося плана. Что же следует понимать под понятием «бизнес-план»? В первую очередь заметим, что данное понятие структурно сформировано из двух категорий «бизнес» и «план»:
Итак, согласно трактовкам категорий, указанных на рисунке, бизнес-план – документ, содержащий подробно описанные этапы запланированных действий, необходимых для реализации проекта и прибыльного ведения деятельности.
Бизнес-план является важным документом, от правильного формирования которого зависит:
- получение желаемого результата в виде прибыли;
- утверждение положительного решения о предоставлении кредита или инвестиций;
- получение государственных грантов, льгот и т. п.;
- эффективность внедрения новой стратегии;
- процесс реорганизации;
- внедрение инноваций;
- преодоление кризисных явлений;
- дальнейшее развитие бизнеса и т. д.
Характерной особенностью данного плана является значительное количество его разновидностей, определяемых основным содержанием, целевой аудиторией, масштабом и целевым назначением:
Вид |
Характеристика |
по целевой аудитории пользователей |
|
Официальный |
формируется для создания необходимого имиджа фирмы и налаживания сотрудничества с инвесторами, кредиторами, государственными органами власти, а также другими потенциальными контрагентами |
Рабочий |
предназначен для внутреннего использования и содержит конфиденциальную информацию, которая не может быть распространена вне фирмы |
по масштабу назначения |
|
Концептуальный |
формируется для обоснования стратегических действий и шагов, предусматривающих кардинальные изменения в деятельности |
Локальный |
формируется для четко определенных проектов, реализация которых существенно не влияет на общие изменения |
по целевому назначению |
|
Инвестиционный |
предназначен для обоснования целесообразности инвестирования во вновь созданный проект |
Коммерчески производственный |
формируется в целях детализации всех этапов коммерческо-производственного процесса, реализация которых предполагает получение прибыли |
Реорганизации |
предназначен для определения организационных изменений, необходимых для улучшения эффективности деятельности |
Финансового оздоровления |
формируется для детализации антикризисных мер, необходимых для стабильной и результативной деятельности. |
Инновационных изменений |
предназначен для обоснования результативности внедрения инноваций |
Диверсификации |
формируется с целью обоснования степени целесообразности внедрения новых направлений в существующий бизнес |
На сегодняшний день нет четко определенного перечня видов бизнес-планов. Данный список сформирован из самых популярных в Украине.
1.2 Назначение бизнес-плана
Бизнес-план является «путеводителем» в управлении процессом реализации созданного проекта. Потребность в его формировании может быть вызвана следующим:
- открытие нового бизнеса;
- потребность в привлечении финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, государственных грантов и т. п.);
- переменной основной стратегии;
- внедрением инноваций;
- реорганизацией;
- кризисными явлениями;
- диверсификацией основной деятельности и т. п.
Хотя по его эффективности формирования существует множество дискуссий, которые делятся на «за» и «против», формирование плана реализации основной идеи ведения бизнеса позволяет владельцам и главным контрагентам оценить основные принципы его реализации.
Назначение бизнес-плана состоит в следующем:
- описание имиджевых преимуществ фирмы;
- описание созданного проекта;
- описание основных целей создания проекта;
- оценка целевого рынка и существующих конкурентов;
- оценка групп рисков и факторов, которые могут повлиять на процесс и эффективность реализации проекта;
- расчет показателей, указывающих на прибыльность проекта;
- убеждение основных контрагентов (кредиторов, инвесторов, государственных органов власти) в целесообразности реализации данного проекта и т. д.
Бизнес-план должен быть сформирован таким образом, чтобы в полном объеме выполнить свое назначение.
2. Особенности формирования бизнес-плана
2.1 Основные требования по оформлению
Надлежащее оформление бизнес-плана имеет большое влияние на правильное восприятие его главных основ целевой аудиторией пользователей. Четко изложенный текст без наличия «воды» будет способствовать полноценному пониманию сущности запланированного.
К основным требованиям оформления относятся:
- легкость чтения;
- умеренный объем страниц;
- структурированность;
- лаконичность;
- избегание лишнего текста;
- отсутствие грамматических и технических ошибок;
- наличие правдивых расчетов;
- наличие иллюстраций, графиков и т. п., если это предусмотрено проектом и т. п.
Объем бизнес-плана должен составлять минимум 30–40 страниц без приложений. Большее количество страниц допустимо, но достаточно объемные планы не определяются надлежащим уровням восприятия содержащейся в нем информации.
2.2 Структура бизнес-плана
На современном этапе бизнес-планирование осуществляется на основе международных стандартов, определяемых следующими организациями:
- UNIDO (United Nations Industrial development organization) – Организация по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН;
- ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития;
- KPMG International Cooperative – Швейцарская консалтинговая ассоциация.
Согласно данным стандартам определены основные элементы, формирующие структуру бизнес-плана:
Элемент |
Составляющие |
Резюме проекта |
— концепция; — место расположения производства; — график реализации; — бюджет; — прибыльность; — инвестиционная привлекательность |
Описание проекта |
— цель; — задачи; — перспективы реализации |
Характеристика целевого рынка
|
— общая характеристика рынка; — ценовая ситуация на рынке; — перспективы развития бизнеса |
Производственный план проекта
|
— месторасположение; — описание производственного оборудования и производственного процесса; — характеристика продукции |
Организационный план
|
— сетевой график реализации; — необходимый персонал; — требования к регулированию сферы; — необходимая разрешительная документация |
Инвестиционный план
|
— структурированное распределение инвестиционных вложений |
Финансовая оценка бизнеса |
— параметры бизнеса; — исходные данные для расчетов и их аргументация; — прогноз продаж; — формирование прибыли; — прогноз движения денежных средств; — точка безубыточности |
Анализ эффективности проекта
|
— показатели инвестиционной привлекательности; — сценарий развития |
Анализ рисков |
— факторный анализ рисков; — стратегия понижения рисков; — SWOT-анализ |
Выводы |
— подведение итогов проекта |
Данные элементы могут изменять свое название, но их основная сущность и поэтапность должны сохраняться.
Для того чтобы подробно понять структуру, рекомендуется пересмотреть образец как составить бизнес-план:
Данный пример бизнес-плана (Содержание) указывает на глубокую детализацию всей информации по проекту.
Образец бизнес-плана (Резюме проекта) содержит краткую информацию о полученных данных по проведенным оценкам и расчетам. Такое отображение данных позволяет контрагентам без лишних усилий просмотреть цифровые данные по предложенному проекту.
Пример бизнес-плана (Описание проекта) указывает на основные принципы описания, благодаря которым удастся достичь полноты представления информации в плане.
Техническое оформление может быть разным. Это не обязательно должна быть таблица, а может быть обычный текстовый формат.
2.3 Расчеты в бизнес-плане
Расчеты являются неотъемлемой составляющей бизнес-планирования. Если вернуться к структуре, то можно заметить, что большинство элементов для их описания нуждаются в осуществлении определенных расчетных действий.
Каждый проект обязательно предполагает расчет следующих показателей: расходы и доходы (ежемесячные, ежегодные и итоговые);
- суммы чистой прибыли;
- суммы начисленных налогов;
- ставки дисконтирования;
- количество и цену реализуемых товаров или услуг;
- нормы показателей;
- срока окупаемости;
- чистого дисконтного потока;
- индекса доходности;
- нормы доходности;
- и других финансово-экономических показателей, необходимых для оценки результата реализации проекта.
Главной особенностью отражения расчетов в бизнес-плане является то, что в основном описывается только способ расчета и данные в таблицу. Заметим, что пошаговая арифметическая детализация не обязательна:
Пример расчетов в бизнес-плане указывает на то, что перед подачей результатов расчета необходимо указать краткое теоретическое объяснение.
Чтобы избежать повторного проведения расчетов, в случае обнаружения ошибки производите все расчеты с помощью программ: Excel; Google Sheets; MyScript Calculator; Конвертер единиц измерения; Photomath; Microsoft Math Solver. Все файлы сохраните. Это позволит быстро исправить ошибку, а также при необходимости детализировать арифметический ход расчета.
3. Самые распространенные ошибки формирования бизнес-плана
К сожалению, на сегодняшний день не существует стандартов, программ и других видов ресурсов, которые могли бы обеспечить безошибочность процесса создания данных планов. Наличие даже малейших ошибок при формировании бизнес-плана может оказать негативное влияние на реализацию его главного назначения.
К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:
- Сложность представления информации. Планы, перенасыщенные технической информацией, мало понятной целевой аудитории пользователей без должного уровня технического образования, определяются высокой сложностью, влияющей на процесс принятия решения.
- Несовершенное оформление. Если план оформлен технически не досконально, то информация воспринимается также не должным образом.
- Наличие излишней информации. Большой информационный объем в тексте отвлекает от его основных элементов и может завуалировать важную информацию.
- Поверхностное исследование рынка функционирования. Несовершенный анализ рынка не дает возможности правильной оценки существующих рисков, факторов влияния и угроз.
- Отсутствие одного из определенных структурных элементов. План не может быть эффективным, если в нем не указан хотя бы один элемент. Ведь постепенное их описание является залогом должной трактовки указанной результативности сложившегося проекта.
- Наличие преувеличений. Слишком высокая степень акцентирования внимания на положительных элементах обычно вызывает определенное подозрение у целевых контрагентов относительно наличия преувеличенных данных. Ведь риски есть в каждой сфере бизнеса, поэтому они должны быть описаны.
Заметим, что данных ошибок можно избежать, если к процессу формовки отнестись достаточно ответственно. Ведь бизнес-план – это не «архивный документ», который после утверждения находится на полке, а это «карта действий», по которой необходимо шагать от одного этапа к другому.
В каких вариантах нужно сформировывать бизнес-план?
Бизнес-план формируется при: открытии нового бизнеса; потребности привлечения финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, государственных грандов и т. п.); изменения основной стратегии; внедрение инноваций; реорганизации; наличия кризисных явлений; диверсификации основной деятельности и т. д.
Обязательно ли проведение расчетов в бизнес-плане?
Да. Одной из целей бизнес-плана является определение финансового результата посредством прибыли. Соответственно расчет на основе исходных данных обязателен.
Возможно ли исправить ошибку в бизнес-плане после согласования с основными контрагентами (инвесторами, кредиторами, органами государственной власти и т. п.)?
Существование ошибок в бизнес-плане недопустимо. Их присутствие может быть воспринято контрагентами как фальсификация данных. Но если ошибка все же была допущена, то исправить ее можно только сформировав новый план, но предварительно сообщив об обнаруженной ошибке всех причастных контрагентов.
Какой приблизительный объем бизнес-плана?
От одной страницы и больше, в зависимости от размера проекта и конкретных требований.
Какие основные ошибки при составлении бизнес-плана?
Одни из самых распространенных ошибок — нереалистичные расчеты и недостаточное исследование рынка. Также, необъективность и недостаточное выделение конкурентных преимуществ могут повлиять на качество плана.
Нужен ли список литературы в бизнес-плане?
Литература указывается лишь в случае, если вы обращались к ней.