0 800 330 485
Работаем без выходных!
Горячая линия
График работы
Пн - Пт 08:30 - 20:00
Сб - Вс 10:00 - 17:00
Пишите в чат:
Для получения информации о существующем заказе - просьба использовать наш внутренний чат.

Чтобы воспользоваться внутренним чатом:

  1. Авторизируйтесь в кабинете клиента
  2. Откройте Ваш заказ
  3. Можете писать и отправлять файлы Вашему менеджеру

Как написать диссертацию: 12 шагов

Редактор: Роман
23 мин.

Кандидатская диссертация – это научно-квалификационная работа, которая является обязательным условием для получения ученой степени кандидата наук. В этой работе автор демонстрирует способность самостоятельно решать важные и актуальные научные проблемы, создавать новые знания или подходы, а также находить новые методы и алгоритмы их практического применения.

Магистр

1. Кандидатская диссертация: понятие и характеристика

1.1. Ключевые требования к кандидатской диссертации

Кандидатская диссертация – это научно-квалификационная работа, которая является обязательным условием для получения ученой степени кандидата наук. В этой работе автор демонстрирует способность самостоятельно решать важные и актуальные научные проблемы, создавать новые знания или подходы, а также находить новые методы и алгоритмы их практического применения.

Перед тем как написать кандидатскую диссертацию, необходимо ознакомиться с основными требованиями к её написанию. Итак, основные требования к написанию кандидатской диссертации – это её актуальность в текущих условиях и для выбранной отрасли или направления знаний; новизна (это особое условие, которое выделяет данный вид научной работы среди других); практическая значимость; самостоятельность и обоснованность.

Требования к кандидатской диссертации - картинка

Важно

Если четыре требования написания диссертации (актуальность, практическая значимость, самостоятельность и обоснованность) являются характерными для всех видов научных работ, то новизна является приоритетной особенностью написания кандидатской диссертации. Она охватывает не только рекомендации в определённых практических аспектах исследования, но и выступает своеобразной сквозной линией написания всей работы, что, в свою очередь, предполагает глубокую и основательную аналитическую проработку теоретических концептов, подходов, существующих методов.

Проще говоря, новизна должна присутствовать во всех разделах работы и в каждом выводе.

Интересует написание роботы "под ключ" с гарантией?

1.2. Нормативные документы, регулирующие написание кандидатской диссертации в Украине

Перед написанием кандидатской диссертации необходимо понять, какие нормативные акты в целом регулируют этот процесс.

Категория

Документ

Основное содержание

Законы Украины

Закон Украины «Про высшее образование» (№ 1556-VII от 1 июля 2014 года)

Определяет основные требования к системе высшего образования, включая получение научных степеней.

Закон Украины «Про научную и научно-техническую деятельность» (№ 848-VIII от 26 ноября 2015 года)

Регулирует аспекты научной деятельности, включая получение степени кандидата наук.

Нормативные акты

Наказ Министерства образования и науки Украины № 40 от 12 января 2017 года «Про утверждение требований к оформлению  диссертации»

Регулирует структуру, формат и оформление диссертаций. Этот нормативный акт определяет процесс написания кандидатской диссертации, методику написания.

Стандарты оформления

ГОСТ 8302:2015 «Библиографические ссылки. Общие требования и правила составления».

Примеры оформления

Определяет стандарты оформления ссылок в тексте и списка использованных источников

1.3. Этапы выполнения кандидатской диссертации

Сам процесс выполнения и написания кандидатской диссертации предполагает последовательное выполнение 5 этапов:

Этап

Содержание работы

1. Постановка темы

Утверждение темы и назначение научного руководителя в соответствующем научном учреждении.

2. Подготовка диссертации

Выполнение теоретических и практических исследований. Написание разделов работы в соответствии с утвержденным планом.

3. Апробация результатов

Публикация научных статей в профильных изданиях. Участие в конференциях.

4. Оформление работы

Оформление текста диссертации в соответствии с требованиями МОН.

5. Защита

Подача работы в специализированный ученый совет. Публичная защита перед комиссией и получение заключения.

Несмотря на высокие требования к написанию кандидатской диссертации и достаточно длительный и сложный процесс её выполнения, всё становится понятным и не таким запутанным, если разобраться в логике и алгоритме этого процесса шаг за шагом.

2.   12 шагов написания кандидатской диссертации

2.1. Идея

Логичным является вопрос: с чего начать написание диссертации?

Лайфхак

Первой должна быть не тема, а идея. Тема будет освещать идею исследования.

Это простой и одновременно сложный шаг, который потребует первоначального изучения области исследования. С самого начала нужно задать три вопроса:

  1. Актуально ли исследование выбранной области в ближайшей перспективе?

Так как написание кандидатской диссертации займет достаточно продолжительное время, выбранная проблематика не должна потерять своей актуальности в процессе работы. Например, в 2025 году актуальными становятся вопросы исследования перспектив послевоенного восстановления Украины. Однако проблематика вызовов и угроз военного положения, вероятно, в ближайшей перспективе утратит свою актуальность, хотя со временем и тема послевоенного восстановления также может потерять значимость из-за появления новых вызовов.

  1. Достаточны ли возможности для внесения новизны в исследуемую область?

Не во всех областях существует возможность разработки новых подходов, и это необходимо учитывать с самого начала, до утверждения темы.

  1. Какие практические аспекты можно обоснованно предложить?

На этом этапе необходимо предварительно определить направления практического применения, то есть конечный результат исследования.

Таким образом, идея должна обладать тремя основными характеристиками:

Основные характеристики идеи - картинка

Качественное выполнение этого шага позволит понять весь путь следующего исследования и процесс написания диссертации.

2.2. Выбор темы

Лайфхак

Подготовьте 2–3 рабочие темы.

На этом этапе наша идея обретает первые очертания. Уместным будет вопрос: зачем подбирать 2–3 темы, если проще сразу сосредоточиться на одной, наиболее перспективной? Несколько тем не дадут возможности слишком сузить поле выбора, что позволит более качественно составить библиографию, а затем сформулировать и обосновать тему исследования.

2.3. Предварительные исследования – изучение источников

Лайфхак

При поиске литературы сразу сортируйте её на три массива: теоретический и методический, аналитический, рекомендационный – такой подход поможет при составлении плана, а структурированная таким образом библиография станет «картой» для исследования.

На этом этапе необходимо ознакомиться не только с последними исследованиями выбранного направления, но и сформировать историографию исследования, чтобы понять, как формировались определённые подходы и основные концепты.

Прежде всего, нужно изучить диссертационные работы в выбранной области, монографии и научные статьи (украинских и зарубежных учёных). Также важно проанализировать исследования международных организаций и мировых аналитических порталов (например, Международной организации труда, Всемирного банка, рейтинговых агентств и т. д.); провести предварительный анализ аналитических и статистических данных, выявить круг проблем, наметить возможные пути их решения, изучить международный опыт и сформулировать гипотезы для исследования (если это необходимо).

Этап

Действия

1. Изучение литературы

Изучение последних исследований в выбранной сфере. Формирование историографии исследования для понимания формирования подходов и концептов.

2. Поиск источников

Анализ диссертационных работ, монографий и научных статей украинских и зарубежных учёных. Анализ исследований международных организаций (МОТ, Всемирный банк и т. д.) и мировых аналитических порталов.

3. Сортировка источников

Распределение литературы на три массива:

– Теоретический и методический.

– Аналитический.

– Рекомендационный.

4. Анализ данных и формирование выводов

Изучение аналитических и статистических данных.

Определение круга проблем.

Формирование предварительных путей решения проблем.

5. Фиксация библиографии

Оформление списка использованных источников в соответствии с требованиями выбранного стиля.

2.4. Выбор и обоснование темы – кристаллизация идеи

Лайфхак

Не ограничивайте свою идею предварительно сформулированными темами – во время изучения библиографии тема приобретет четкие очертания, которые могут существенно отличаться от ранее сформулированных мыслей.

При обосновании темы основными этапами являются:

  • формулировка идеи и аргументация её актуальности;
  • анализ пробелов в предыдущих исследованиях;
  • чёткое формулирование значения исследования, выбор объекта, предмета, цели и постановка задач, формулировка гипотезы;
  • определение перспектив новизны будущего исследования;
  • формулировка конкретных направлений и путей практического применения результатов исследования.

2.5. Составление плана к диссертации

Лайфхак

Составьте 3 варианта плана для диссертации и обсудите их с научным руководителем.

В результате этого шага сформируется начальный план для написания диссертации, который в процессе работы может быть либо актуализирован, либо скорректирован. Наука не стоит на месте, и в течение написания работы определённые аспекты могут утратить свою новизну и актуальность или, наоборот, станут более актуальными другие направления исследования. Например, в 2022 году в связи с полномасштабным вторжением перед научным сообществом были сформированы новые задачи, которые в 2021 году не имели актуальности во многих сферах.

На этом этапе может быть полезным составление плана-проспекта или детализированного плана с чётким перечнем аспектов, которые будут исследованы в каждом пункте. Таким образом, создаётся основа для будущего исследования. Также важно понимать, что нового можно предложить в каждом пункте. Напоминаем о приоритетности новизны.

Лайфхак

Если в каком-либо подразделе сложно предложить что-то новое – не включайте его в план отдельным подразделом, сделайте его частью другого пункта. Составляйте план по следующему алгоритму:

Алгоритм составления плана - картинка

2.6. Оформление библиографического списка по тематике

Лайфхак

Сразу формируйте список в соответствии с необходимым форматом списка источников (ДСТУ-2015, APA, MLA и т. д.).

Правила написания диссертации предполагают широкий выбор стилей оформления списка источников. Согласуйте с научным руководителем стиль, традиционно применяемый в вашем учебном заведении – это сэкономит ваше время.

Оформление библиографического списка требует тщательного анализа источников на предмет их уместности в вашей работе. Однако не все источники могут быть использованы в процессе написания, так как по мере работы вы будете глубже понимать, что именно вам нужно, а что уже утратило актуальность.

Важно

Этот шаг требует методичности и системности – запланируйте на него достаточно времени.

2.7. Презентация по тематике исследования

Если тема – это кристаллизация идеи, то презентация – это креативное ядро всего исследования. Подойдите к этому заданию творчески, думайте нестандартно – обосновывайте свою позицию и перспективные инновации, которые станут практическим решением в вашем исследовании.

Важно

Презентация является частью научного исследования и требует научного подхода к изложению информации, сдержанности в цветах, лаконичности и взвешенности. Не перегружайте содержание картинками и массивными данными.

2.8. Библиографический список (описание по теме исследования)

Библиографический список – неотъемлемая часть диссертации. Он должен быть тщательно сформирован, структурирован и соответствовать требованиям, установленным ДСТУ 8302:2015.

Формирование библиографического списка:

Этап

Действия

Результат

1. Анализ источников по теме исследования

Поиск литературы по ключевым словам в научных базах данных (Google Scholar, Scopus, Web of Science, JSTOR).

Сформирован предварительный перечень источников (шаг 3 и шаг 6).

2. Структурирование источников

Разделение источников на группы:

1) нормативно-правовые акты;

 2) монографии;

3) диссертации;

4) научные статьи;

5) статистические данные;

6) аналитические данные и т.д.

Понятное распределение источников для удобства работы.

3. Оценка актуальности

Выбор источников, изданных за последние 5-10 лет (для технических или динамичных отраслей – 3-5 лет).

Исключены устаревшие источники.

4. Соблюдение академических стандартов

Оформление библиографии в соответствии с требованиями ДСТУ 8302:2015 или другого установленного стандарта.

Список источников оформлен в установленном формате.

5. Составление историографии

Выделение ключевых этапов развития научной проблемы на основе анализа источников.

Выявлены основные концепции, подходы, авторы, формировавшие проблему.

6. Использование специализированного ПО

Применение программ для управления источниками для автоматизации оформления.

Список оформлен быстро и без ошибок в соответствии с выбранным стилем и стандартом.

7. Проверка полноты

Проверка, охватывают ли выбранные источники все подразделы диссертации.

Согласованный библиографический список, являющийся основой для работы над диссертационным исследованием.

8. Добавление иностранных источников

Поиск и добавление англоязычных и других иностранных источников для повышения качества научного обоснования.

Список источников становится более значимым и релевантным.

Количество источников зависит от специфики темы, обычно 150-200 источников для кандидатской диссертации.

Лайфхак

По количеству источников ориентируйтесь на объем основного текста. Если объем 200-250 страниц, стоит проработать и включить в библиографический список около 250 источников. В то же время объем библиографического списка в конечном варианте не должен превышать 10-15% общего объема диссертации. Следовательно, здесь нужно применять правило «золотой середины», ориентируясь на достаточность, а не на избыточность.

Все источники, представленные в библиографическом списке, должны быть процитированы в тексте диссертации.

Важно

Для релевантности исследования целесообразно избегать неакадемических источников и в процессе написания работы регулярно добавлять новые актуальные источники.

2.9. Подготовка к написанию

2.9.1. Анализ литературы

Этот шаг не является обязательным, но позволяет систематизировать основные подходы и проблематику будущего исследования. На этом этапе целесообразно дать краткую характеристику ключевых работ.

2.9.2. Формирование историографии и теоретической базы исследования

Этот шаг позволяет углубиться в тематику исследования и тщательно подготовиться к написанию теоретической части. На этом этапе целесообразно сформировать периоды развития темы исследования и создать характеристику эволюции подходов к исследованию, проблематику, методики анализа и т.д.

2.9.3. Критический обзор современных исследований

На этом этапе анализируются результаты и выводы существующих исследований за последние 5 лет (или, при необходимости, период сокращается до 3 лет). Этот шаг позволяет составить перечень актуальных проблемных аспектов, на которых сосредоточены взгляды научного сообщества.

2.9.4. Формирование методологии исследования

Предыдущие исследования позволяют ознакомиться с общепринятой методологией исследования в выбранной сфере и становятся основой для выбора методов исследования и их обоснования.

Лайфхак

Важно не только выбрать методы исследования, но и понять конечный результат применения каждого из них. Поэтому выбор методов следует строить по следующему алгоритму:

Алгоритм выбора методов - картинка

2.9.5. Аналитический обзор и/или эмпирическая часть

Этот шаг может включать:

  • анализ эмпирических данных;
  • определение тенденций, проблем, пробелов в исследуемой сфере;
  • проведение экспериментов, опросов, сбор данных;
  • анализ результатов исследования.

2.10. Написание разделов, введения, заключений, аннотации, составление перечня условных обозначений

Сначала необходимо написать основную часть диссертации, и здесь на практике применяются два подхода, которые определяют логику и структуру процесса написания.

Первый – сначала пишется теоретический раздел и методологический раздел (если он есть), в котором анализируются подходы и методики, выбирается основа для будущего аналитического раздела, затем – аналитический для изучения текущего состояния и выделения проблем или направлений улучшения, заключительным этапом становится написание рекомендационного раздела.

Второй – сначала пишется аналитический раздел, затем методологический с объяснением применяемых методик и теоретический, а затем рекомендационный.

Подход

Первый

Второй

Последовательность написания

1. Теоретический/ методологический раздел

2. Аналитический раздел

3. Рекомендационный раздел

1. Аналитический раздел

2. Методологический/ теоретический раздел

3. Рекомендационный раздел

Применение

Идеально подходит для фундаментальных исследований, которые требуют глубокого теоретического фундамента перед переходом к практике.

Часто используется в прикладных исследованиях, где акцент делается на быстром анализе актуальной ситуации с последующим использованием методов и теории для объяснения полученных данных.

Преимущества

Это последовательный и логичный подход.

Обеспечивает глубокое понимание теории перед анализом.

Проще обосновать выбор методов.

Эффективен для исследований с акцентом на практику.

Быстрее выявляются основные проблемы.

Гибкость в выборе теории, то есть теоретическая часть формируется с учетом уже проведенного анализа, обосновывая его специфику.

Недостатки

Требует больше времени из-за детальной проработки теории на начальном этапе.

В процессе анализа может возникнуть потребность в уточнении методологии или дополнительном исследовании теоретических концепций.

Может возникнуть путаница в формулировке гипотез.

Сложнее обосновать методы без предварительного теоретического анализа.

Выбор подхода зависит от специфики темы исследования, ожидаемого результата и требований научной организации, а также предложений научного руководителя.

В конце каждого пункта формулируются выводы с выделением вклада автора (в концепте приоритетности новизны исследования).

После написания основной части формируются выводы, затем введение и аннотация. В выводах систематизируются полученные результаты. Во введении освещается практическая значимость и новизна исследования – это легче писать, подведя итоги проведенного исследования в целом. Аннотация по сути является кратким описанием всей работы, поэтому её написание стоит оставить на конец.

2.11. Написание научных публикаций (научных статей, тезисов, апробаций и т.д.)

Лайфхак

Работайте параллельно: написание раздела – написание статей и тезисов.

Такой подход позволит качественнее прорабатывать литературные источники и обобщать и систематизировать свои мысли, формировать выводы.

Важно

Составьте план публикаций, подберите издания для публикаций, ознакомьтесь с требованиями и сроками подачи, не действуйте хаотично.

Написание статей позволяет обосновать свои идеи, вызвать дискуссии, отслеживать цитирование.

Для апробации кандидатской диссертации, как правило, необходимо опубликовать несколько статей или тезисов (или докладов и других материалов научных конференций, конгрессов, симпозиумов, семинаров и т.д.), их количество может варьироваться в зависимости от требований конкретного учебного заведения и рекомендаций научного руководителя.

Лайфхак

Соблюдайте правило – 2-3 статьи и 1-2 тезиса на 1 подраздел.

Это не только упростит написание диссертации, но и позволит тщательнее подготовиться к будущей защите. Кроме того, перечень опубликованных статей по теме диссертации включается в диссертацию, и было бы желательно, чтобы такой перечень был размещен на нескольких страницах, а не содержал отдельные записи.

Важно

Над публикациями стоит начинать работать с самого начала. И здесь следует придерживаться правила «лучше больше, чем меньше».

Публикации и цитирования – это важные маркеры научной работы.

2.12. Автореферат диссертации, реферат аспиранта

Эти документы схожи, однако имеют определенные отличия, которые необходимо учесть.

Критерий

Реферат аспиранта

Автореферат диссертации

Назначение

Краткое изложение научно-исследовательской работы на определённом этапе обучения.

Официальный документ для публичной защиты диссертации.

Этап подготовки

Промежуточный этап, обычно после 1 года обучения или выполнения части работы.

Подготовка после завершения всего исследования для подачи на защиту.

Содержит

Обзор основных достижений и результатов на текущем этапе.

Обобщённое изложение темы, цели, задач, результатов и выводов диссертации.

Цель

Подведение итогов научной работы на этапе обучения, отчётность.

Ознакомление научного сообщества с результатами диссертационного исследования.

Структура

Включает основные направления работы без детального изложения всех результатов.

Детальное освещение научной новизны, результатов и практического значения исследования.

Формат

Подается в рамках университета или на конференциях для внутреннего использования.

Публикуется для научного сообщества и добавляется к диссертации перед защитой.

Итак, основное отличие между рефератом аспиранта и авторефератом диссертации заключается в том, что реферат аспиранта является промежуточным этапом, фиксирующим ход научной работы на определённом этапе обучения, а автореферат является официальной публикацией, которая готовится на этапе завершения диссертационного исследования для дальнейшей защиты.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Насколько детализированным должен быть план для кандидатской диссертации?

План кандидатской диссертации обычно включает 3 раздела или глав (теоретико-методический, аналитический, рекомендательный), однако для полноты исследования может быть расширен до 5 разделов с выделением обзора литературы, методики исследования, апробации результатов и т.д. В целом, план должен соответствовать цели исследования и полностью раскрывать суть идеи исследования, гипотез.

Как спланировать сам процесс написания?

Не обязательно писать каждый день, нужно записывать идеи, обдумывать, анализировать и читать. Тщательно записывайте свои идеи и рефлексию по теме. Составьте график своей работы и придерживайтесь его. Важнее не работать каждый день, а соблюдать составленный график.

В графике установите чёткие дедлайны с учётом форс-мажорных обстоятельств и старайтесь максимально их соблюдать. Равномерно распределите работу на весь период, не откладывайте на последние дни. Перечитывайте написанное, редактируйте, корректируйте и целенаправленно двигайтесь вперёд.

Как спланировать объём кандидатской диссертации?

Каждый подраздел, как и разделы, обычно должен иметь примерно одинаковый объём. Определите общий объём работы, вычтите 20-25% – на три структурных элемента (введение, выводы и список источников). В результате этого простого действия вы получите объём основной части – разделите его пропорционально на разделы и подразделы. При написании придерживайтесь установленного объёма для каждого подраздела с корректировкой +/-10%. Тогда конечная работа будет иметь привлекательную и логичную структуру. Не дробите количество пунктов, если вам не будет о чём в них писать.

Magistr.ua
Узнай стоимость написания своей работы
Количество страниц:
-
+
Срок исполнения:
-
дней
+
от 660

Статья была полезна вам?

Оцените статью от 1 до 5

5 с 5 на основе 1 оценок

Поделиться:
Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: