1. Кандидатская диссертация: понятие и характеристика
1.1. Ключевые требования к кандидатской диссертации
Кандидатская диссертация – это научно-квалификационная работа, которая является обязательным условием для получения ученой степени кандидата наук. В этой работе автор демонстрирует способность самостоятельно решать важные и актуальные научные проблемы, создавать новые знания или подходы, а также находить новые методы и алгоритмы их практического применения.
Перед тем как написать кандидатскую диссертацию, необходимо ознакомиться с основными требованиями к её написанию. Итак, основные требования к написанию кандидатской диссертации – это её актуальность в текущих условиях и для выбранной отрасли или направления знаний; новизна (это особое условие, которое выделяет данный вид научной работы среди других); практическая значимость; самостоятельность и обоснованность.
Если четыре требования написания диссертации (актуальность, практическая значимость, самостоятельность и обоснованность) являются характерными для всех видов научных работ, то новизна является приоритетной особенностью написания кандидатской диссертации. Она охватывает не только рекомендации в определённых практических аспектах исследования, но и выступает своеобразной сквозной линией написания всей работы, что, в свою очередь, предполагает глубокую и основательную аналитическую проработку теоретических концептов, подходов, существующих методов.
Проще говоря, новизна должна присутствовать во всех разделах работы и в каждом выводе.
1.2. Нормативные документы, регулирующие написание кандидатской диссертации в Украине
Перед написанием кандидатской диссертации необходимо понять, какие нормативные акты в целом регулируют этот процесс.
Категория |
Документ |
Основное содержание |
Законы Украины |
Закон Украины «Про высшее образование» (№ 1556-VII от 1 июля 2014 года) |
Определяет основные требования к системе высшего образования, включая получение научных степеней. |
Закон Украины «Про научную и научно-техническую деятельность» (№ 848-VIII от 26 ноября 2015 года) |
Регулирует аспекты научной деятельности, включая получение степени кандидата наук. |
|
Нормативные акты |
Регулирует структуру, формат и оформление диссертаций. Этот нормативный акт определяет процесс написания кандидатской диссертации, методику написания. |
|
Стандарты оформления |
ГОСТ 8302:2015 «Библиографические ссылки. Общие требования и правила составления». |
Определяет стандарты оформления ссылок в тексте и списка использованных источников |
1.3. Этапы выполнения кандидатской диссертации
Сам процесс выполнения и написания кандидатской диссертации предполагает последовательное выполнение 5 этапов:
Этап |
Содержание работы |
1. Постановка темы |
Утверждение темы и назначение научного руководителя в соответствующем научном учреждении. |
2. Подготовка диссертации |
Выполнение теоретических и практических исследований. Написание разделов работы в соответствии с утвержденным планом. |
3. Апробация результатов |
Публикация научных статей в профильных изданиях. Участие в конференциях. |
4. Оформление работы |
Оформление текста диссертации в соответствии с требованиями МОН. |
5. Защита |
Подача работы в специализированный ученый совет. Публичная защита перед комиссией и получение заключения. |
Несмотря на высокие требования к написанию кандидатской диссертации и достаточно длительный и сложный процесс её выполнения, всё становится понятным и не таким запутанным, если разобраться в логике и алгоритме этого процесса шаг за шагом.
2. 12 шагов написания кандидатской диссертации
2.1. Идея
Логичным является вопрос: с чего начать написание диссертации?
Первой должна быть не тема, а идея. Тема будет освещать идею исследования.
Это простой и одновременно сложный шаг, который потребует первоначального изучения области исследования. С самого начала нужно задать три вопроса:
- Актуально ли исследование выбранной области в ближайшей перспективе?
Так как написание кандидатской диссертации займет достаточно продолжительное время, выбранная проблематика не должна потерять своей актуальности в процессе работы. Например, в 2025 году актуальными становятся вопросы исследования перспектив послевоенного восстановления Украины. Однако проблематика вызовов и угроз военного положения, вероятно, в ближайшей перспективе утратит свою актуальность, хотя со временем и тема послевоенного восстановления также может потерять значимость из-за появления новых вызовов.
- Достаточны ли возможности для внесения новизны в исследуемую область?
Не во всех областях существует возможность разработки новых подходов, и это необходимо учитывать с самого начала, до утверждения темы.
- Какие практические аспекты можно обоснованно предложить?
На этом этапе необходимо предварительно определить направления практического применения, то есть конечный результат исследования.
Таким образом, идея должна обладать тремя основными характеристиками:
Качественное выполнение этого шага позволит понять весь путь следующего исследования и процесс написания диссертации.
2.2. Выбор темы
Подготовьте 2–3 рабочие темы.
На этом этапе наша идея обретает первые очертания. Уместным будет вопрос: зачем подбирать 2–3 темы, если проще сразу сосредоточиться на одной, наиболее перспективной? Несколько тем не дадут возможности слишком сузить поле выбора, что позволит более качественно составить библиографию, а затем сформулировать и обосновать тему исследования.
2.3. Предварительные исследования – изучение источников
При поиске литературы сразу сортируйте её на три массива: теоретический и методический, аналитический, рекомендационный – такой подход поможет при составлении плана, а структурированная таким образом библиография станет «картой» для исследования.
На этом этапе необходимо ознакомиться не только с последними исследованиями выбранного направления, но и сформировать историографию исследования, чтобы понять, как формировались определённые подходы и основные концепты.
Прежде всего, нужно изучить диссертационные работы в выбранной области, монографии и научные статьи (украинских и зарубежных учёных). Также важно проанализировать исследования международных организаций и мировых аналитических порталов (например, Международной организации труда, Всемирного банка, рейтинговых агентств и т. д.); провести предварительный анализ аналитических и статистических данных, выявить круг проблем, наметить возможные пути их решения, изучить международный опыт и сформулировать гипотезы для исследования (если это необходимо).
Этап |
Действия |
1. Изучение литературы |
Изучение последних исследований в выбранной сфере. Формирование историографии исследования для понимания формирования подходов и концептов. |
2. Поиск источников |
Анализ диссертационных работ, монографий и научных статей украинских и зарубежных учёных. Анализ исследований международных организаций (МОТ, Всемирный банк и т. д.) и мировых аналитических порталов. |
3. Сортировка источников |
Распределение литературы на три массива: – Теоретический и методический. – Аналитический. – Рекомендационный. |
4. Анализ данных и формирование выводов |
Изучение аналитических и статистических данных. Определение круга проблем. Формирование предварительных путей решения проблем. |
5. Фиксация библиографии |
Оформление списка использованных источников в соответствии с требованиями выбранного стиля. |
2.4. Выбор и обоснование темы – кристаллизация идеи
Не ограничивайте свою идею предварительно сформулированными темами – во время изучения библиографии тема приобретет четкие очертания, которые могут существенно отличаться от ранее сформулированных мыслей.
При обосновании темы основными этапами являются:
- формулировка идеи и аргументация её актуальности;
- анализ пробелов в предыдущих исследованиях;
- чёткое формулирование значения исследования, выбор объекта, предмета, цели и постановка задач, формулировка гипотезы;
- определение перспектив новизны будущего исследования;
- формулировка конкретных направлений и путей практического применения результатов исследования.
2.5. Составление плана к диссертации
Составьте 3 варианта плана для диссертации и обсудите их с научным руководителем.
В результате этого шага сформируется начальный план для написания диссертации, который в процессе работы может быть либо актуализирован, либо скорректирован. Наука не стоит на месте, и в течение написания работы определённые аспекты могут утратить свою новизну и актуальность или, наоборот, станут более актуальными другие направления исследования. Например, в 2022 году в связи с полномасштабным вторжением перед научным сообществом были сформированы новые задачи, которые в 2021 году не имели актуальности во многих сферах.
На этом этапе может быть полезным составление плана-проспекта или детализированного плана с чётким перечнем аспектов, которые будут исследованы в каждом пункте. Таким образом, создаётся основа для будущего исследования. Также важно понимать, что нового можно предложить в каждом пункте. Напоминаем о приоритетности новизны.
Если в каком-либо подразделе сложно предложить что-то новое – не включайте его в план отдельным подразделом, сделайте его частью другого пункта. Составляйте план по следующему алгоритму:
2.6. Оформление библиографического списка по тематике
Сразу формируйте список в соответствии с необходимым форматом списка источников (ДСТУ-2015, APA, MLA и т. д.).
Правила написания диссертации предполагают широкий выбор стилей оформления списка источников. Согласуйте с научным руководителем стиль, традиционно применяемый в вашем учебном заведении – это сэкономит ваше время.
Оформление библиографического списка требует тщательного анализа источников на предмет их уместности в вашей работе. Однако не все источники могут быть использованы в процессе написания, так как по мере работы вы будете глубже понимать, что именно вам нужно, а что уже утратило актуальность.
Этот шаг требует методичности и системности – запланируйте на него достаточно времени.
2.7. Презентация по тематике исследования
Если тема – это кристаллизация идеи, то презентация – это креативное ядро всего исследования. Подойдите к этому заданию творчески, думайте нестандартно – обосновывайте свою позицию и перспективные инновации, которые станут практическим решением в вашем исследовании.
Презентация является частью научного исследования и требует научного подхода к изложению информации, сдержанности в цветах, лаконичности и взвешенности. Не перегружайте содержание картинками и массивными данными.
2.8. Библиографический список (описание по теме исследования)
Библиографический список – неотъемлемая часть диссертации. Он должен быть тщательно сформирован, структурирован и соответствовать требованиям, установленным ДСТУ 8302:2015.
Формирование библиографического списка:
Этап |
Действия |
Результат |
1. Анализ источников по теме исследования |
Поиск литературы по ключевым словам в научных базах данных (Google Scholar, Scopus, Web of Science, JSTOR). |
Сформирован предварительный перечень источников (шаг 3 и шаг 6). |
2. Структурирование источников |
Разделение источников на группы: 1) нормативно-правовые акты; 2) монографии; 3) диссертации; 4) научные статьи; 5) статистические данные; 6) аналитические данные и т.д. |
Понятное распределение источников для удобства работы. |
3. Оценка актуальности |
Выбор источников, изданных за последние 5-10 лет (для технических или динамичных отраслей – 3-5 лет). |
Исключены устаревшие источники. |
4. Соблюдение академических стандартов |
Оформление библиографии в соответствии с требованиями ДСТУ 8302:2015 или другого установленного стандарта. |
Список источников оформлен в установленном формате. |
5. Составление историографии |
Выделение ключевых этапов развития научной проблемы на основе анализа источников. |
Выявлены основные концепции, подходы, авторы, формировавшие проблему. |
6. Использование специализированного ПО |
Применение программ для управления источниками для автоматизации оформления. |
Список оформлен быстро и без ошибок в соответствии с выбранным стилем и стандартом. |
7. Проверка полноты |
Проверка, охватывают ли выбранные источники все подразделы диссертации. |
Согласованный библиографический список, являющийся основой для работы над диссертационным исследованием. |
8. Добавление иностранных источников |
Поиск и добавление англоязычных и других иностранных источников для повышения качества научного обоснования. |
Список источников становится более значимым и релевантным. |
Количество источников зависит от специфики темы, обычно 150-200 источников для кандидатской диссертации.
По количеству источников ориентируйтесь на объем основного текста. Если объем 200-250 страниц, стоит проработать и включить в библиографический список около 250 источников. В то же время объем библиографического списка в конечном варианте не должен превышать 10-15% общего объема диссертации. Следовательно, здесь нужно применять правило «золотой середины», ориентируясь на достаточность, а не на избыточность.
Все источники, представленные в библиографическом списке, должны быть процитированы в тексте диссертации.
Для релевантности исследования целесообразно избегать неакадемических источников и в процессе написания работы регулярно добавлять новые актуальные источники.
2.9. Подготовка к написанию
2.9.1. Анализ литературы
Этот шаг не является обязательным, но позволяет систематизировать основные подходы и проблематику будущего исследования. На этом этапе целесообразно дать краткую характеристику ключевых работ.
2.9.2. Формирование историографии и теоретической базы исследования
Этот шаг позволяет углубиться в тематику исследования и тщательно подготовиться к написанию теоретической части. На этом этапе целесообразно сформировать периоды развития темы исследования и создать характеристику эволюции подходов к исследованию, проблематику, методики анализа и т.д.
2.9.3. Критический обзор современных исследований
На этом этапе анализируются результаты и выводы существующих исследований за последние 5 лет (или, при необходимости, период сокращается до 3 лет). Этот шаг позволяет составить перечень актуальных проблемных аспектов, на которых сосредоточены взгляды научного сообщества.
2.9.4. Формирование методологии исследования
Предыдущие исследования позволяют ознакомиться с общепринятой методологией исследования в выбранной сфере и становятся основой для выбора методов исследования и их обоснования.
Важно не только выбрать методы исследования, но и понять конечный результат применения каждого из них. Поэтому выбор методов следует строить по следующему алгоритму:
2.9.5. Аналитический обзор и/или эмпирическая часть
Этот шаг может включать:
- анализ эмпирических данных;
- определение тенденций, проблем, пробелов в исследуемой сфере;
- проведение экспериментов, опросов, сбор данных;
- анализ результатов исследования.
2.10. Написание разделов, введения, заключений, аннотации, составление перечня условных обозначений
Сначала необходимо написать основную часть диссертации, и здесь на практике применяются два подхода, которые определяют логику и структуру процесса написания.
Первый – сначала пишется теоретический раздел и методологический раздел (если он есть), в котором анализируются подходы и методики, выбирается основа для будущего аналитического раздела, затем – аналитический для изучения текущего состояния и выделения проблем или направлений улучшения, заключительным этапом становится написание рекомендационного раздела.
Второй – сначала пишется аналитический раздел, затем методологический с объяснением применяемых методик и теоретический, а затем рекомендационный.
Подход |
Первый |
Второй |
Последовательность написания |
1. Теоретический/ методологический раздел 2. Аналитический раздел 3. Рекомендационный раздел |
1. Аналитический раздел 2. Методологический/ теоретический раздел 3. Рекомендационный раздел |
Применение |
Идеально подходит для фундаментальных исследований, которые требуют глубокого теоретического фундамента перед переходом к практике. |
Часто используется в прикладных исследованиях, где акцент делается на быстром анализе актуальной ситуации с последующим использованием методов и теории для объяснения полученных данных. |
Преимущества |
Это последовательный и логичный подход. Обеспечивает глубокое понимание теории перед анализом. Проще обосновать выбор методов. |
Эффективен для исследований с акцентом на практику. Быстрее выявляются основные проблемы. Гибкость в выборе теории, то есть теоретическая часть формируется с учетом уже проведенного анализа, обосновывая его специфику. |
Недостатки |
Требует больше времени из-за детальной проработки теории на начальном этапе. В процессе анализа может возникнуть потребность в уточнении методологии или дополнительном исследовании теоретических концепций. |
Может возникнуть путаница в формулировке гипотез. Сложнее обосновать методы без предварительного теоретического анализа. |
Выбор подхода зависит от специфики темы исследования, ожидаемого результата и требований научной организации, а также предложений научного руководителя.
В конце каждого пункта формулируются выводы с выделением вклада автора (в концепте приоритетности новизны исследования).
После написания основной части формируются выводы, затем введение и аннотация. В выводах систематизируются полученные результаты. Во введении освещается практическая значимость и новизна исследования – это легче писать, подведя итоги проведенного исследования в целом. Аннотация по сути является кратким описанием всей работы, поэтому её написание стоит оставить на конец.
2.11. Написание научных публикаций (научных статей, тезисов, апробаций и т.д.)
Работайте параллельно: написание раздела – написание статей и тезисов.
Такой подход позволит качественнее прорабатывать литературные источники и обобщать и систематизировать свои мысли, формировать выводы.
Составьте план публикаций, подберите издания для публикаций, ознакомьтесь с требованиями и сроками подачи, не действуйте хаотично.
Написание статей позволяет обосновать свои идеи, вызвать дискуссии, отслеживать цитирование.
Для апробации кандидатской диссертации, как правило, необходимо опубликовать несколько статей или тезисов (или докладов и других материалов научных конференций, конгрессов, симпозиумов, семинаров и т.д.), их количество может варьироваться в зависимости от требований конкретного учебного заведения и рекомендаций научного руководителя.
Соблюдайте правило – 2-3 статьи и 1-2 тезиса на 1 подраздел.
Это не только упростит написание диссертации, но и позволит тщательнее подготовиться к будущей защите. Кроме того, перечень опубликованных статей по теме диссертации включается в диссертацию, и было бы желательно, чтобы такой перечень был размещен на нескольких страницах, а не содержал отдельные записи.
Над публикациями стоит начинать работать с самого начала. И здесь следует придерживаться правила «лучше больше, чем меньше».
Публикации и цитирования – это важные маркеры научной работы.
2.12. Автореферат диссертации, реферат аспиранта
Эти документы схожи, однако имеют определенные отличия, которые необходимо учесть.
Критерий |
Реферат аспиранта |
Автореферат диссертации |
Назначение |
Краткое изложение научно-исследовательской работы на определённом этапе обучения. |
Официальный документ для публичной защиты диссертации. |
Этап подготовки |
Промежуточный этап, обычно после 1 года обучения или выполнения части работы. |
Подготовка после завершения всего исследования для подачи на защиту. |
Содержит |
Обзор основных достижений и результатов на текущем этапе. |
Обобщённое изложение темы, цели, задач, результатов и выводов диссертации. |
Цель |
Подведение итогов научной работы на этапе обучения, отчётность. |
Ознакомление научного сообщества с результатами диссертационного исследования. |
Структура |
Включает основные направления работы без детального изложения всех результатов. |
Детальное освещение научной новизны, результатов и практического значения исследования. |
Формат |
Подается в рамках университета или на конференциях для внутреннего использования. |
Публикуется для научного сообщества и добавляется к диссертации перед защитой. |
Итак, основное отличие между рефератом аспиранта и авторефератом диссертации заключается в том, что реферат аспиранта является промежуточным этапом, фиксирующим ход научной работы на определённом этапе обучения, а автореферат является официальной публикацией, которая готовится на этапе завершения диссертационного исследования для дальнейшей защиты.
Насколько детализированным должен быть план для кандидатской диссертации?
План кандидатской диссертации обычно включает 3 раздела или глав (теоретико-методический, аналитический, рекомендательный), однако для полноты исследования может быть расширен до 5 разделов с выделением обзора литературы, методики исследования, апробации результатов и т.д. В целом, план должен соответствовать цели исследования и полностью раскрывать суть идеи исследования, гипотез.
Как спланировать сам процесс написания?
Не обязательно писать каждый день, нужно записывать идеи, обдумывать, анализировать и читать. Тщательно записывайте свои идеи и рефлексию по теме. Составьте график своей работы и придерживайтесь его. Важнее не работать каждый день, а соблюдать составленный график.
В графике установите чёткие дедлайны с учётом форс-мажорных обстоятельств и старайтесь максимально их соблюдать. Равномерно распределите работу на весь период, не откладывайте на последние дни. Перечитывайте написанное, редактируйте, корректируйте и целенаправленно двигайтесь вперёд.
Как спланировать объём кандидатской диссертации?
Каждый подраздел, как и разделы, обычно должен иметь примерно одинаковый объём. Определите общий объём работы, вычтите 20-25% – на три структурных элемента (введение, выводы и список источников). В результате этого простого действия вы получите объём основной части – разделите его пропорционально на разделы и подразделы. При написании придерживайтесь установленного объёма для каждого подраздела с корректировкой +/-10%. Тогда конечная работа будет иметь привлекательную и логичную структуру. Не дробите количество пунктов, если вам не будет о чём в них писать.