0 800 330 485
Работаем без выходных!
Горячая линия
График работы
Пн - Пт 08:30 - 20:00
Сб - Вс 10:00 - 17:00
Пишите в чат:
Для получения информации о существующем заказе - просьба использовать наш внутренний чат.

Чтобы воспользоваться внутренним чатом:

  1. Авторизируйтесь в кабинете клиента
  2. Откройте Ваш заказ
  3. Можете писать и отправлять файлы Вашему менеджеру

Методы исследования в курсовой работе

Редактор: Роман
7 мин.

При написании любой научной работы каждый студент бессознательно прибегает к определенным методам работы, поскольку в процессе изучения различных предметов еще в школе происходит формирование ряда навыков, необходимых во время обучения.

Магистр

1. Вступительное слово

При написании любой научной работы каждый студент бессознательно прибегает к определенным методам работы, поскольку в процессе изучения различных предметов еще в школе происходит формирование ряда навыков, необходимых во время обучения. Как правило, у него не возникает проблемы с тем, какой должен быть список литературы, как писать теоретический и практический разделы, а также общий вывод, как сформулировать гипотезы в исследовании, какое явление исследовать в теории, как анализировать текст, какой предмет и материал исследования и т.д.

Например, такой привычный для автора научной работы процесс, как анализ проблем и тематики в художественном произведении, называется «проблемно-тематический метод», предусматривающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики. Или «аналитический метод», в основе которого лежит использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия. Сущность «интерпретационного метода» состоит в толковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия. Исследовательский метод имитирует научное исследование по основному способу деятельности. Интертекстуальный способ – выявляет бессчетные связи художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры. В основе интегрированного метода лежит изучение произведения с использованием других наук и искусств. Сочетание разных методов одновременно называется «метод синтеза».

Следовательно, каждый студент постоянно пользуется тем или иным методом, но не знает его точное название. Поэтому следует разобраться в понятиях и терминологии научного мира и обрисовать главные способы исследования в курсовой работе.

2. Понятие «прием» и «метод»: два различных понятия или синонимы?

В научной сфере и сейчас идут ожесточенные споры по поводу трех смежных понятий: прием, метод и методика. Сначала обратимся к официальным толкованиям:

Прием – «способ выполнения или осуществления чего-либо. Также под «метод исследования, изучение чего-либо». То есть даже в словарях два термина «прием» и «метод» являются взаимозаменяемыми, или даже полноценными синонимами с точки зрения словаря. Поэтому обратимся к пояснению термина «метод».

Метод – 1) «прием или система приемов, применяемая в какой-либо области деятельности (науке, производстве и т.п.); 2) способ действия, борьбы и т.п.». Итак, в обоих случаях словарь представляет эти два термина как синонимы.

Важно

Один и тот же способ может выступать в нескольких разновидностях (вариантах), которые на практике лингвистических исследований тоже принято именовать способами. Например, метод эксперимента может выступать в виде метода ассоциативного эксперимента, который в свою очередь может выступать в виде свободного ассоциативного эксперимента и направленного ассоциативного эксперимента. Все это способы исследования. Метод компонентного анализа выступает как метод классического положительного компонентного анализа и метод Бендикса и т.д. Поэтому методы исследования в курсовой работе могут иметь разные названия, но по сути это один и тот же метод.

Существует общее научное мнение, что термин «методы» целесообразно использовать для общенаучных методов, все остальные могут одинаково называться «методами», «методиками» и «приемами». Например: в исследовании использовались общенаучные методы наблюдения, обобщения, моделирования, эксперимента, методы количественного подсчета, а также методы (приемы, методики) свободного и направленного ассоциативного эксперимента, лингвистического интервьюирования, когнитивной интерпретации, компонентного анализа, полевой стратификации.

3. Классификация методов

Методы исследования в курсовой работе бывают разные, и их вид и тип зависят от многих факторов. Поэтому классификация методов и приемов очень разветвлена, поскольку она базируется на разных критериях. Так, например, методы различаются с целью их использования и выступают при этом в разных видах (формах, разновидностях, случаях) см. рис. 1:

Общая классификация методов по целям

Рис. 1. Общая классификация методов по целям

Итак, методы исследования в курсовой работе с целью бывают: методы исследования, методы верификации результатов исследования, методы интерпретации результатов исследования. В свою очередь каждый вид методов делится на подвиды:

  1. Основными методами лингвистического исследования являются: лингвистическое наблюдение, лингвистический эксперимент, лингвистическое интервьюирование (опрос).
  2. Основными методами верификации результатов исследования являются: опросы, подтверждающие полученные результаты, повтор исследования на другом материале, повтор исследования с использованием других методов.
  3. Основными методами интерпретации результатов являются два – метод семантической интерпретации и метод когнитивной интерпретации.

Вышеизложенная информация научных фактов позволяет сделать обобщенный вывод, что термин «метод» используется одновременно в двух значениях: общенаучном – способ теоретического исследования и конкретном – способ осуществления чего-либо, то есть как синоним термина «прием». При этом принято разграничить общенаучные и узкопрофильные методы. Так, к общенаучным методам относятся такие методы, как методы наблюдения, обобщения, моделирования, количественные методы, экспериментальные методы. К узкопрофильным методам относятся те методы, которые применяются только одной наукой или группой родственных наук, например, лингвистическое интервьюирование, полевая стратификация, лингвокогнитивный метод, ассоциативный эксперимент.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Существует ли постоянный список методов для написания курсовых и дипломных работ?

Обычно каждый студент свободен в выборе методов. Но предмет, по которому пишется работа, определенным образом требует использования определенных методов исследования. В качестве помощи в выборе методов могут служить методические рекомендации ВАШЕГО заведения ВАШЕЙ кафедры.

Что такое метод абстрагирования?

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении существенных, наиболее существенных черт, отношений, сторон предмета.

Как работает метод количественного подсчета?

Как задание, иногда в научной работе требуют показать статические данные. Для этого используют метод количественного подсчета, известный из школы как метод подсчетов для статических данных. Обычно он рассчитывается по следующей формуле: Х*100/T, где Х – это известное анализируемое количество примеров, 100 – сто процентов, а T – это общее количество примеров.

Если я анализирую изученный материал, как называется такой метод?

Поскольку методика не точная наука, вам необходимо уточнить, какой именно анализ осуществляется. Существует много информации о видах и подвидах методов, и обычно название метода исходит от действий, выполняемых автором научной работы. К примеру, если вам необходимо сравнить феномен в двух языках, то и название такого метода будет «метод сравнения».

Magistr.ua
Узнай стоимость написания своей работы
Количество страниц:
-
+
Срок исполнения:
-
дней
+
от 660

Статья была полезна вам?

Оцените статью от 1 до 5

5 с 5 на основе 1 оценок

Поделиться:
Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: