1. Уникальность и ключевые черты кафедры
1.1 Основные характеристики кафедры
Кафедра – это основная структурная единица факультета, отвечающая за подготовку студентов по конкретной дисциплине или нескольким предметам, входящим в учебный план по определенной специальности.
Кафедра – что это? В части четвертой статьи 33 Закона Украины «О высшем образовании» отмечено, что кафедра является базовым структурным подразделением учреждения высшего образования государственной (коммунальной) формы собственности (его филиалов, институтов, факультетов).
В ходе образовательной и научно-исследовательской деятельности именно профессорско-преподавательский состав кафедры отвечает за непосредственное взаимодействие со студентами. Кафедры университета, как его учебные и структурные подразделения, являются «прорывными» в решении стоящих перед университетом задач по обеспечению высокой эффективности профессиональной подготовки будущих кадров. Кафедра определяет качество профессиональной подготовки выпускников, которую проводит вуз.
1.2 Ключевые черты кафедры
Ключевые черты кафедры – главные особенности, которые определяют ее специфику и роль в образовательном процессе. Эти характеристики позволяют понять, чем кафедра отличается от других подразделений университета и каковы ее основные функции.
2. Структура кафедры и ее состав
2.1 Структурная организация кафедры
В структуру кафедры могут входить:
- обучающие лаборатории;
- учебно-научные лаборатории;
- учебно-методические кабинеты;
- учебно-консультационные пункты;
- компьютерные, информационные, учебно-тренировочные центры;
- лингафонные кабинеты;
- другие подразделения, обеспечивающие образовательный процесс.
2.2 Персонал кафедры и его обязанности
Управление кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который является научно-педагогическим работником и имеет степень и/или ученое звание в специальности, соответствующей профилю кафедры.
Обязанности сотрудников кафедры – ряд задач и функций, выполняемых ими для обеспечения эффективного управления учебным процессом и научно-исследовательской деятельностью.
Должность |
Обязанности |
Заведующий кафедрой |
Координирует работу коллектива факультета, выполняет задачи высшего руководства и участвует в организации учебного процесса |
Профессор |
Как научный руководитель читает лекции на уровне магистратуры и старших курсов бакалавриата |
Доцент |
Управляет аспирантами, контролирует написание научных проектов, читает лекции |
Преподаватель |
Разрабатывает обучающие программы, обновляет учебные модули, руководит процессом написания курсовых работ, руководит лабораторными практиками и другими практическими занятиями, консультирует ассистентов и преподавателей, может читать лекции |
Ассистент |
Проводит практические и лабораторные занятия, консультирует студентов по написанию курсовых работ |
Лаборант |
Консультирует абитуриентов, организует работу библиотеки, руководит функционированием веб-сайта университета, оформляет документы, готовит аудитории |
Методическая комиссия |
Организует и усовершенствует методическое обеспечение учебного процесса |
Эффективное осуществление педагогической и методической деятельности в первую очередь способствует повышению результативности образовательного процесса и формированию широкого спектра профессиональных способностей, включая системы научных и профессиональных знаний, практических навыков и умений.
3. Функции и основные направления деятельности кафедры
3.1 Определяющие функции кафедры
Кафедра выполняет следующие функции:
- разработка рабочих программ в академической сфере, осуществляемых кафедрой, а также документирование всего учебно-методического обеспечения;
- осуществление преподавателями всех форм и видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, с использованием современных образовательных технологий;
- руководство всеми видами практик, относящихся к компетенции кафедры на уровне бакалавриата (магистратуры, аспирантуры);
- организация и управление профессорско-преподавательским составом кафедры самостоятельной работы студентов;
- мониторинг успеваемости студентов (текущей, промежуточной, итоговой);
- управление курсами и реализация дипломного проектирования;
- внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс университета;
- мониторинг профиля, осуществляемого профессорско-преподавательским составом факультета специальности, потребности в основной и дополнительной учебной литературе, ее обновление и пополнение;
- разработка и публикация учебной и методической литературы по профилю, преподаваемому на кафедре данной области (учебники, учебно-методические материалы, рабочие тетради, методические рекомендации и т.д.);
- исследование и обмен опытом, как с научными руководителями, так и с начинающими профессиональную деятельность.
3.2 Направления специализации кафедры
В зависимости от решаемых задач, выстраиваются основные направления деятельности кафедры, каждая из которых прямо или косвенно влияет на качество профессиональной подготовки будущих выпускников, проводимых в вузах.
Одним из важнейших условий обеспечения качества профессиональной подготовки студентов является осуществление профессорско-преподавательского состава учебно-методической работы, и в то же время они способны улучшить профиль кафедры:
- проведение научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры по утвержденной теме исследования;
- внедрение результатов исследований в учебный процесс университета;
- организация и проведение научно-методических и научно-практических совещаний профессорско-преподавательским составом кафедры, а также участие во встречах сторонних организаторов;
- утверждение результатов научных исследований в публикациях преподавателей кафедры (монографии и научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях);
- осуществление личных и межведомственных научных взаимодействий с ведущими учеными в области науки, а также соответствующими кафедрами и т.д.;
- обсуждение кандидатур для поступления в аспирантуру (докторантуру), утверждение индивидуальных планов работы аспирантов, докторантуры и соискателей, заслушивание отчетов, утверждение аккредитации в установленные сроки;
- осуществление профессорско-преподавательского состава административного отдела научно-исследовательской деятельности студентов (написание статей, участие в научном сообществе, конкурсах, олимпиадах и т.п.).
Сотрудничество кафедры с другими образовательными и научными учреждениями открывает новые возможности для студентов, включая стажировку, участие в международных проектах и развитие профессиональных навыков на практике.
В дополнение к образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности кафедра также традиционно проводит определенные мероприятия.
Мероприятия |
Описание |
Образовательная деятельность со студентами
|
работа кураторов студенческих групп; участие студентов в различных внеклассных мероприятиях; работа со старейшинами студенческих групп; поддержка адаптации студентов на первом курсе и т.д. |
Профориентационная работа и содействие трудоустройству выпускников
|
участие в организации поступления в ВУЗы, профессиональная ориентация молодежи, работа со студентами, проведение занятий на подготовительных отделениях и курсах, поддержание связи с выпускниками |
Взаимодействие с учебными заведениями и работодателями
|
сотрудничество со специализированными кафедрами других университетов, создание научно-исследовательских институтов, базовых кафедр и т.д. |
Сотрудничество с поддержкой кадровых ресурсов
|
оценка потребностей сегодняшнего дня и будущих кадровых ресурсов, подбор и расстановка кадров, формирование кадрового резерва, повышение и профессиональная переподготовка преподавателей и т.д. |
4. Информация, доступная на кафедре
На кафедре вуза можно получить исчерпывающую информацию.
Учебные программы |
дисциплины |
планы |
|
выборочные курсы |
|
Преподавательский состав |
специализация |
достижение преподавателей |
|
Наука и практика |
исследовательские темы |
стажировка |
|
конференции |
|
Карьера |
связи с работодателями |
рекомендации по трудоустройству |
|
Административная поддержка |
расписание занятий |
консультации |
|
оформление документов |
Чем больше вы, как студент, будете оставлять отзывы и предложения по улучшению методических материалов или учебного процесса, тем быстрее и качественнее будет совершенствоваться работа кафедры.
В целом кафедра является основным звеном в образовательной системе университета и одним из важнейших факторов, определяющих качество профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. Каждое из традиционно сложившихся направлений деятельности кафедры в сфере высшего образования прямо или косвенно влияет на формирование профессиональных и универсальных способностей студентов и определяет их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда.
Каковы основные функции кафедры?
Кафедра выполняет несколько важных функций в университете: образовательная (кафедра разрабатывает учебные планы, программы и учебно-методические материалы для преподавания дисциплины), преподаватели и научные сотрудники кафедры занимаются научными исследованиями, публикуют статьи и монографии; организационная (кафедра организует научные мероприятия, конференции и семинары, контролирует выполнение учебных планов и программ).
Кто входит в состав кафедры ВУЗов?
Кафедра возглавляется заведующим, у которого в подчинении находятся: профессора, доценты, ассистенты, аспиранты, лаборанты, методисты.
Какие вызовы и перспективы кафедры в современном вузе?
Среди вызовов кафедры – изменяющиеся требования к высшему образованию, быстрое развитие технологий, глобализация образования и необходимость адаптироваться к конкуренции между университетами.
Какие три основные роли кафедры можно выделить?
Кафедра имеет много ролей, потому что она является центром организации обучения в университете. Как основные ее роли можно выделить следующие: подготовка учебных материалов, проведение занятий, сотрудничество со студентами.