0 800 330 485
Работаем без выходных!
Горячая линия
График работы
Пн - Пт 08:30 - 20:00
Сб - Вс 10:00 - 17:00
Пишите в чат:
Для получения информации о существующем заказе - просьба использовать наш внутренний чат.

Чтобы воспользоваться внутренним чатом:

  1. Авторизируйтесь в кабинете клиента
  2. Откройте Ваш заказ
  3. Можете писать и отправлять файлы Вашему менеджеру

Что такое кафедра в вузах: структура и функции

Редактор: Роман
10 мин.

Кафедра – это основная структурная единица факультета, отвечающая за подготовку студентов по конкретной дисциплине или нескольким предметам, входящим в учебный план по определенной специальности.

Магистр

1. Уникальность и ключевые черты кафедры

1.1 Основные характеристики кафедры

Кафедра – это основная структурная единица факультета, отвечающая за подготовку студентов по конкретной дисциплине или нескольким предметам, входящим в учебный план по определенной специальности.
Кафедра – что это? В части четвертой статьи 33 Закона Украины «О высшем образовании» отмечено, что кафедра является базовым структурным подразделением учреждения высшего образования государственной (коммунальной) формы собственности (его филиалов, институтов, факультетов).
В ходе образовательной и научно-исследовательской деятельности именно профессорско-преподавательский состав кафедры отвечает за непосредственное взаимодействие со студентами. Кафедры университета, как его учебные и структурные подразделения, являются «прорывными» в решении стоящих перед университетом задач по обеспечению высокой эффективности профессиональной подготовки будущих кадров. Кафедра определяет качество профессиональной подготовки выпускников, которую проводит вуз.

1.2 Ключевые черты кафедры

Ключевые черты кафедры – главные особенности, которые определяют ее специфику и роль в образовательном процессе. Эти характеристики позволяют понять, чем кафедра отличается от других подразделений университета и каковы ее основные функции.

Ключевые черты кафедры - картинка

2. Структура кафедры и ее состав

2.1 Структурная организация кафедры

В структуру кафедры могут входить:

  • обучающие лаборатории;
  • учебно-научные лаборатории;
  • учебно-методические кабинеты;
  • учебно-консультационные пункты;
  • компьютерные, информационные, учебно-тренировочные центры;
  • лингафонные кабинеты;
  • другие подразделения, обеспечивающие образовательный процесс.

2.2 Персонал кафедры и его обязанности

Управление кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который является научно-педагогическим работником и имеет степень и/или ученое звание в специальности, соответствующей профилю кафедры.

Состав кафедры - картинка

Обязанности сотрудников кафедры – ряд задач и функций, выполняемых ими для обеспечения эффективного управления учебным процессом и научно-исследовательской деятельностью.

Должность

Обязанности

Заведующий кафедрой

Координирует работу коллектива факультета, выполняет задачи высшего руководства и участвует в организации учебного процесса

Профессор

Как научный руководитель читает лекции на уровне магистратуры и старших курсов бакалавриата

Доцент

Управляет аспирантами, контролирует написание научных проектов, читает лекции

Преподаватель

Разрабатывает обучающие программы, обновляет учебные модули, руководит процессом написания курсовых работ, руководит лабораторными практиками и другими практическими занятиями, консультирует ассистентов и преподавателей, может читать лекции

Ассистент

Проводит практические и лабораторные занятия, консультирует студентов по написанию курсовых работ

Лаборант

Консультирует абитуриентов, организует работу библиотеки, руководит функционированием веб-сайта университета, оформляет документы, готовит аудитории

Методическая комиссия

Организует и усовершенствует методическое обеспечение учебного процесса

 

Эффективное осуществление педагогической и методической деятельности в первую очередь способствует повышению результативности образовательного процесса и формированию широкого спектра профессиональных способностей, включая системы научных и профессиональных знаний, практических навыков и умений.

Интересует написание работы "под ключ" с гарантией?

3. Функции и основные направления деятельности кафедры

3.1 Определяющие функции кафедры

Кафедра выполняет следующие функции:

  • разработка рабочих программ в академической сфере, осуществляемых кафедрой, а также документирование всего учебно-методического обеспечения;
  • осуществление преподавателями всех форм и видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, с использованием современных образовательных технологий;
  • руководство всеми видами практик, относящихся к компетенции кафедры на уровне бакалавриата (магистратуры, аспирантуры);
  • организация и управление профессорско-преподавательским составом кафедры самостоятельной работы студентов;
  • мониторинг успеваемости студентов (текущей, промежуточной, итоговой);
  • управление курсами и реализация дипломного проектирования;
  • внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс университета;
  • мониторинг профиля, осуществляемого профессорско-преподавательским составом факультета специальности, потребности в основной и дополнительной учебной литературе, ее обновление и пополнение;
  • разработка и публикация учебной и методической литературы по профилю, преподаваемому на кафедре данной области (учебники, учебно-методические материалы, рабочие тетради, методические рекомендации и т.д.);
  • исследование и обмен опытом, как с научными руководителями, так и с начинающими профессиональную деятельность.

3.2 Направления специализации кафедры

В зависимости от решаемых задач, выстраиваются основные направления деятельности кафедры, каждая из которых прямо или косвенно влияет на качество профессиональной подготовки будущих выпускников, проводимых в вузах.

Одним из важнейших условий обеспечения качества профессиональной подготовки студентов является осуществление профессорско-преподавательского состава учебно-методической работы, и в то же время они способны улучшить профиль кафедры:

  • проведение научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры по утвержденной теме исследования;
  • внедрение результатов исследований в учебный процесс университета;
  • организация и проведение научно-методических и научно-практических совещаний профессорско-преподавательским составом кафедры, а также участие во встречах сторонних организаторов;
  • утверждение результатов научных исследований в публикациях преподавателей кафедры (монографии и научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях);
  • осуществление личных и межведомственных научных взаимодействий с ведущими учеными в области науки, а также соответствующими кафедрами и т.д.;
  • обсуждение кандидатур для поступления в аспирантуру (докторантуру), утверждение индивидуальных планов работы аспирантов, докторантуры и соискателей, заслушивание отчетов, утверждение аккредитации в установленные сроки;
  • осуществление профессорско-преподавательского состава административного отдела научно-исследовательской деятельности студентов (написание статей, участие в научном сообществе, конкурсах, олимпиадах и т.п.).
Важно

Сотрудничество кафедры с другими образовательными и научными учреждениями открывает новые возможности для студентов, включая стажировку, участие в международных проектах и развитие профессиональных навыков на практике.

В дополнение к образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности кафедра также традиционно проводит определенные мероприятия.

Мероприятия

Описание

Образовательная деятельность со студентами

 

работа кураторов студенческих групп; участие студентов в различных внеклассных мероприятиях; работа со старейшинами студенческих групп; поддержка адаптации студентов на первом курсе и т.д.

Профориентационная работа и содействие трудоустройству выпускников

 

участие в организации поступления в ВУЗы, профессиональная ориентация молодежи, работа со студентами, проведение занятий на подготовительных отделениях и курсах, поддержание связи с выпускниками

Взаимодействие с учебными заведениями и работодателями

 

сотрудничество со специализированными кафедрами других университетов, создание научно-исследовательских институтов, базовых кафедр и т.д.

Сотрудничество с поддержкой кадровых ресурсов

 

оценка потребностей сегодняшнего дня и будущих кадровых ресурсов, подбор и расстановка кадров, формирование кадрового резерва, повышение и профессиональная переподготовка преподавателей и т.д.

4. Информация, доступная на кафедре

На кафедре вуза можно получить исчерпывающую информацию.

Учебные программы

дисциплины

планы

выборочные курсы

Преподавательский состав

специализация

достижение преподавателей

Наука и практика

исследовательские темы

стажировка

конференции

Карьера

связи с работодателями

рекомендации по трудоустройству

Административная поддержка

расписание занятий

консультации

оформление документов

 

Лайфхак

Чем больше вы, как студент, будете оставлять отзывы и предложения по улучшению методических материалов или учебного процесса, тем быстрее и качественнее будет совершенствоваться работа кафедры.

В целом кафедра является основным звеном в образовательной системе университета и одним из важнейших факторов, определяющих качество профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. Каждое из традиционно сложившихся направлений деятельности кафедры в сфере высшего образования прямо или косвенно влияет на формирование профессиональных и универсальных способностей студентов и определяет их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Каковы основные функции кафедры?

Кафедра выполняет несколько важных функций в университете: образовательная (кафедра разрабатывает учебные планы, программы и учебно-методические материалы для преподавания дисциплины), преподаватели и научные сотрудники кафедры занимаются научными исследованиями, публикуют статьи и монографии; организационная (кафедра организует научные мероприятия, конференции и семинары, контролирует выполнение учебных планов и программ).

Кто входит в состав кафедры ВУЗов?

Кафедра возглавляется заведующим, у которого в подчинении находятся: профессора, доценты, ассистенты, аспиранты, лаборанты, методисты.

Какие вызовы и перспективы кафедры в современном вузе?

Среди вызовов кафедры – изменяющиеся требования к высшему образованию, быстрое развитие технологий, глобализация образования и необходимость адаптироваться к конкуренции между университетами.

Какие три основные роли кафедры можно выделить?

Кафедра имеет много ролей, потому что она является центром организации обучения в университете. Как основные ее роли можно выделить следующие: подготовка учебных материалов, проведение занятий, сотрудничество со студентами.

Magistr.ua
Узнай стоимость написания своей работы
Количество страниц:
-
+
Срок исполнения:
-
дней
+
от 660

Статья была полезна вам?

Оцените статью от 1 до 5

5 с 5 на основе 1 оценок

Поделиться:
Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: