1. Понятие и принципы академической доброчестности
1.1. Сущность академической доброчестности
В современном мире, где знания становятся величайшей ценностью, а ученые – носителями мудрости, академическая доброчестность является важным инструментом, устанавливающим образовательно-научную истину. Внедрение данной категории вышло для обеспечения честности, прозрачности и ответственности в образовательном процессе и научной деятельности. К основным причинам внедрения данной категории относятся:
На современном этапе академическая добропорядочность в Украине регулируется законами в области образования и научной деятельности, которые базируются на соблюдении основных принципов Конституции Украины:
- ЗУ «Об образовании»;
- ЗУ «О высшем образовании»;
- ЗУ «О профессиональном образовании»;
- ЗУ «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании»;
- ЗУ «О научной и научно-технической деятельности» и другие.
Закон Украины «Об академической доброчестности» на октябрь 2024 еще в состоянии Проекта.
Проект Закона Украины «Об академической доброчестности» по сравнению с другими законодательными актами более подробно определяет правовые основы обеспечения ее соблюдения в высшем образовании и научной деятельности. Согласно существующему Проекту, данный Закон включает следующие разделы:
- общие положения;
- основные принципы;
- обеспечение;
- ответственность за нарушение;
- основные процедуры реагирования на нарушения;
- заключительные и переходные положения.
Что такое академическая доброчестность по законодательству? Закон об образовании академическую доброчестность трактует, как: «…совокупность этических принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучение, преподавание и производство научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений» (ст. 42 ЗУ «Об образовании»). Согласно Проекту «академическая доброчестность – совокупность ценностей, принципов и основанных на них правил, которыми должны руководствоваться субъекты академической деятельности при осуществлении такой деятельности» (ст. 1 Проекта). То есть, академическая доброчестность – это система этических принципов и норм, регулирующих поведение участников образовательного процесса и научной деятельности.
На современном этапе академическая доброчестность студента играет ключевую роль в образовательном процессе, формируя честную, нравственную и ответственную образовательно-научную среду. Она является основой подготовки высококвалифицированных специалистов, способных активно и сознательно влиять на развитие общества, науки и экономики.
1.2. Принципы академической доброчестности
Академдоброчестность предполагает соблюдение ряда принципов, формирующих этическую основу образовательного процесса и научной деятельности:
Принцип |
Характеристика |
Честность |
Участники образовательного процесса должны действовать честно в обучении, исследованиях и оценке. |
Ответственность |
Лица несут ответственность за свои действия и результаты обучения. |
Объективность |
Все оценки и рецензирования должны проводиться объективно, без предубеждений и личных интересов. |
Прозрачность |
Процессы обучения, оценки и научных исследований должны быть прозрачными. |
Уважение к интеллектуальной собственности |
Соблюдение авторских прав и научных стандартов, что предполагает корректное цитирование источников, уважение к работе других исследователей и запрет на плагиат. |
Справедливость |
Участники образовательного процесса должны иметь равные возможности для обучения, оценки и развития. |
Соблюдение данных принципов способствует формированию надежной научной базы, стимулирует объективность и честность, а также обеспечивает положительный имидж для образовательных учреждений на международном уровне.
Все принципы академической доброчестности в университете определяются Кодексом академической доброчестности. Он является документом, который определяет основные поведения, которых должны соблюдать все участники образовательного процесса (студенты, преподаватели, ученые) для обеспечения этичности в учебе и научных исследованиях.
Этот Кодекс включает следующие основные положения:
- основные определения;
- принципы;
- правила поведения;
- ответственность за нарушение;
- процедуры рассмотрения нарушений;
- обучение и повышение сознания;
- поддержка культуры добропорядочности.
Кодекс академической доброчестности является важным инструментом, помогающим формировать этические стандарты в образовательной среде.
2. Ответственность за нарушение академической доброчестности
2.1. Виды нарушений
Академическая доброчестность и ее нарушение являются важными аспектами современной системы образования. К основным нарушениям относятся:
Нарушение |
Характеристика |
Пример |
Плагиат |
Использование чужих идей, слов или работ без должной ссылки на автора. |
Копирование текста из книг, статей или интернет-источников без указания источника, представления чужих исследований в качестве собственных. |
Фальсификация данных
|
Преднамеренное искажение или сочинение данных, результатов экспериментов или исследований. |
Изменение результатов опросов, предоставление недостоверных данных в научных статьях, создание ложных исследований. |
Самоплагиат
|
Повторное использование собственных ранее опубликованных работ без указания. |
Использование частей магистерской или диссертационной работы в новых статьях без ссылок на первичный источник. |
Копирование экзаменов или тестов
|
Неправомерное получение ответов на экзаменах или тестах.
|
Использование шпаргалок, мобильных телефонов или вспомогательных средств во время экзаменов. |
Фальсификация документов |
Создание или использование ложных документов для обмана. |
Подделка сертификатов, дипломов, академических транскриптов.
|
Отказ от ответственности |
Умышленное избегание личной ответственности за результаты работы. |
Невыполнение задачи и представление работы, созданной другим студентом, как своей. |
Злоупотребление ресурсами |
Неправомерное использование ресурсов или возможностей учебного заведения. |
Неправомерное использование лабораторного оборудования, программного обеспечения или библиотечных ресурсов. |
Выявление нарушения академической доброчестности необходимо для обеспечения честности, качества образования, этической культуры и репутации учебных заведений.
Академическая доброчестность в условиях дистанционного обучения становится особенно важной из-за изменений в образовательном процессе, связанных с использованием технологий. Хотя дистанционное обучение предоставляет много преимуществ, таких как гибкость и доступность, оно также создает новые вызовы для обеспечения академической добросовестности:
- Плагиат и самоплагиат. Легкость доступа к информации в Интернете часто побуждает студентов к плагиату, поскольку не всегда легко проверить источники информации. Самоплагиат также может стать проблемой, когда студенты повторно используют свои работы без должной ссылки.
- Мошенничество во время экзаменов. В условиях дистанционного обучения сложно контролировать, не используют ли студенты запрещенные материалы во время тестов и экзаменов.
- Неавторизованное сотрудничество. Дистанционный формат обучения побуждает студентов к несанкционированному сотрудничеству при выполнении задач, поскольку взаимодействие с сокурсниками становится более доступным через онлайн-платформы.
Согласно этому, на современном этапе все ВУЗы Украины активно применяют плагиат-детекторы по поводу нарушений академической добропорядочности. Наиболее распространенными из них являются: Unicheck, Turnitin, StrikePlagiarism, AntiPlagiat, Plagscan и другие.
Для того, чтобы избежать нарушения академдоброчестности всегда старайтесь создавать оригинальный текст. Если Вы заимствуете информацию, переформулируйте ее своими словами и добавьте собственный анализ, при этом обязательно предоставляйте соответствующую ссылку на источник первичной информации.
2.2. Ответственность за нарушение
Ответственность за нарушение принципов академической добросовестности является важным аспектом, который обеспечивает соблюдение этических норм в обучении и науке. На современном этапе есть следующие виды данной ответственности: дисциплинарная, уголовная, гражданская, профессиональная, социальная и научная. Каждая из них предусматривает определенный вид наказания:
Вид ответственности |
Характеристика
|
Вид наказания
|
Дисциплинарная |
Предусматривает применение дисциплинарных мер к студентам или сотрудникам, нарушающим правила академической добросовестности.
|
устное или письменное замечание; снижение оценки за конкретную работу или предмет; извлечение из курса или программы; отчисления из учебного заведения. |
Уголовная |
В некоторых случаях нарушения могут также содержать криминальные элементы, в основном это касается подделки документов. |
штрафы; лишение свободы (в серьезных случаях). |
Гражданская
|
Включает возможность подачи исков в суд в случае причинения вреда репутации, имуществу или интересам третьих лиц. |
возмещение ущерба; выплата компенсации за причиненный ущерб.
|
Профессиональная
|
В случаях, когда лицо, нарушившее принципы академдоброчестности занимает определенную должность (преподаватель, исследователь), это может повлиять на их профессиональную репутацию. |
потеря лицензии или сертификации; занесение в черный список профессиональных ассоциаций.
|
Социальная
|
Может иметь негативные последствия для социального статуса личности.
|
утрата доверия со стороны коллег, студентов и преподавателей; ухудшение личных и профессиональных отношений. |
Научная |
В научных исследованиях нарушение может привести к потере публикаций или отказу в публикации новых работ.
|
извлечение статей из научных журналов; запрет на публикацию в научных изданиях.
|
Избежать ответственности за нарушение академической добропорядочности невозможно.
Существование данных видов ответственности способствует формированию культуры честности и ответственности среди студентов и преподавателей, а также помогает поддерживать репутацию учебных заведений и научных организаций.
3. Последствия академической доброчестности для научного сообщества
Академическая доброчестность и борьба с академическим плагиатом является фундаментом, на котором держится все современное научное сообщество. Она обеспечивает надежность и стабильность научных результатов, укрепляет репутацию научных учреждений и способствует здоровой среде для дальнейших открытий и разработок. Современная практика указывает на то, что внедрение академдоброчестности имеет как положительные, так и определенные негативные последствия:
Положительные последствия |
Негативные последствия |
Повышение качества образования и исследований |
Значительные финансовые расходы
|
Справедливость и равенство в оценке |
Психологическое давление и стресс среди студентов |
Развитие нравственных и профессиональных ценностей |
Ограничение творческой свободы
|
Формирование критического мышления и самостоятельности |
Сложность адаптации для новых студентов |
Рост репутации образовательных учреждений |
Формализм и механистический подход к проверкам |
Предотвращение распространения научных нарушений |
Риск несправедливых обвинений
|
Стимулирование научной инновационности и прогресса |
Расход времени на соблюдение формальных требований |
Усиление международного сотрудничества и признание |
Возможность уклонения от принципов добросовестности |
Современные перспективы развития академической добросовестности предполагают дальнейшую интеграцию этических стандартов в образовательный процесс, технологическое совершенствование систем проверки и активное международное сотрудничество. Такое направление обеспечит формирование образованного, нравственно ответственного общества, что будет стимулировать качественное развитие науки, образования и общественных ценностей на глобальном уровне.
Что такое академическая доброчестность?
Академическая доброчестность – это система этических норм и принципов, регулирующих поведение участников образовательного процесса и научной деятельности.
Каковы основные принципы академической доброчесности?
К основным принципам относятся: честность, ответственность, объективность, прозрачность, уважение интеллектуальной собственности, справедливость.
Какая ответственность возлагается на участников образовательного процесса в рамках академической добросовестности?
Участники образовательного процесса несут ответственность за соблюдение вышеописанных принципов.