1. Монография как вид научного исследования
1.1. Что такое монография?
Сначала следует определиться, что представляет собой монография. Монография – это научное исследование, посвященное одной или нескольким темам, проблемам, лицам или объектам. Она представляет собой детальное и систематическое исследование, содержащее глубокий анализ и изложение результатов исследования. Монографии пишут, как правило, ученые, исследователи или специалисты в определенной области знаний, имеющие высокий уровень квалификации и значительный опыт в исследуемой теме. Целью написания монографии является внесение нового знания в научную или практическую деятельность, обоснование новых теорий или обобщение существующих данных, а анализ монографии позволяет получить ответы на самые распространенные вопросы в определенной области.
Обычно структура монографии следующая:
Итак, отвечая на вопрос «Что такое монография», можно отметить, что научная монография – это научный труд, глубоко исследующий конкретную тему или проблему, включая оригинальные результаты исследований, анализ существующих данных и новые теоретические обобщения.
1.2. Общие черты и отличия монографии и других видов научных исследований
Монография является одним из видов научных исследований, но имеет свои особенности, отличающие ее от других видов научных работ, таких, как учебники и учебные пособия и имеет свои особенности, хотя все они служат образовательным и научным целям. Основные общие черты и различия между ними следующие:
# |
Общие черты |
Отличия |
Монография |
Образовательная функция: все три вида научных работ служат для передачи знаний и могут использоваться в учебных заведениях. Систематичность: монографии, учебники и учебные пособия структурированы и систематизированы, что облегчает их восприятие. Использование источников: они используют научные источники и содержат ссылки на предыдущие исследования. Рецензирование: как правило, все эти работы проходят рецензирование для обеспечения качества и достоверности информации. То есть рецензия на монографию необходима |
Объем и глубина исследования: монографии обладают большим объемом и глубоко анализируют одну конкретную тему или проблему. Они могут состоять из нескольких сотен страниц и содержать подробные исследования и новые научные выводы. Итак, когда пишется монография, сколько страниц она должна составлять – это определяется объемом исследований и количеством авторов, однако это количество больше, чем в других работах. Целевая аудитория: основная аудитория – ученые и исследователи, а также студенты, проводящие углубленные исследования в определенной области. Назначение: внесение новых знаний в науку, обоснование новых теорий и обобщение существующих данных. Структура: монографии имеют сложную структуру с многочисленными разделами, подразделами, таблицами, графиками и т.п. |
Учебник |
Объем и широта охвата: учебники охватывают более широкий круг тем в рамках определенной дисциплины, но не столь глубоко, как монографии. Они могут включать в себя несколько тем, связанных с конкретной дисциплиной, и иметь средний или большой объем. Целевая аудитория: основная аудитория – студенты, преподаватели и другие лица, обучающиеся или преподающие в соответствующей области. Назначение: предоставление базовых знаний, систематизация информации для обучения, поддержка учебного процесса. Структура: учебники имеют четко определенную структуру, которая соответствует учебным программам, включая разделы, подразделы, вопросы самопроверки, упражнения, иллюстрации и примеры. |
|
Учебное пособие |
Объем и глубина: учебные пособия обычно имеют меньший объем по сравнению с учебниками и монографиями и преимущественно специализированы по определенным темам или аспектам дисциплины. Целевая аудитория: основная аудитория – студенты и преподаватели, которые используют их для помощи в изучении конкретных тем или выполнении задач. Назначение: помощь в практическом применении знаний, поддержка учебного процесса с помощью дополнительных материалов, задач, кейсов и т.д. Структура: имеют гибкую структуру, включая практические задания, кейсы, примеры и дополнительные материалы для углубленного изучения. |
Таким образом, хотя монографии, учебники и учебные пособия имеют общую образовательную направленность, они отличаются по глубине и широте охвата материала, целевой аудитории и структуре.
2. Виды монографий
2.1. Классификация монографий
Монографии классифицируются по разным критериям в зависимости от их содержания, целевой аудитории, методологии и других характеристик. Основные классификационные признаки и виды монографий рассмотрим ниже:
По содержанию:
- Практическая монография – это исследование, посвященное глубокому исследованию определенной научной проблемы или темы, и содержащее оригинальные исследования, новые теории, анализ существующих данных.
- Учебная монография, используемая в качестве дополнительного учебного материала в высших учебных заведениях. Она включает обзор основных теорий, методов и прикладных аспектов конкретной дисциплины.
По целевой аудитории:
- Академические монографии, ориентированные на ученых, исследователей, студентов старших курсов и аспирантов, содержащие глубокий анализ и оригинальные исследования.
- Профессиональные монографии, ориентированные на профессионалов в определенной области. Они содержат практические рекомендации, примеры из практики, исследования прикладного характера.
По методу исследования:
- Теоретические монографии, сосредоточенные на развитии и анализе теоретических качеств определенной трудности. В них приводятся математические модели, гипотезы, теоретические обобщения.
- Эмпирические монографии, основанные на сборе и анализе эмпирических данных и содержащие результаты экспериментов, наблюдений, опросов.
- Методологические монографии, посвященные методам и методологиям исследования в определенной области, предлагающих описание и анализ методов, подходов, инструментов исследования.
По количеству авторов:
- Единоличная монография, написанная одним автором, отражающая индивидуальное видение и подход к изучаемой теме.
- Коллективная монография – это работа, написанная группой авторов, обычно состоящих из разделов, написанных отдельными авторами или коллективом.
По структуре:
- Классические монографии, которые имеющие четкую структуру с разделами, подразделами, выводами, приложениями. Они структурированы в соответствии с традиционными требованиями к научным работам.
- Комплексные монографии, включающие разные типы исследований (теоретические, эмпирические, методологические) в одной работе и преимущественно имеют сложную структуру, которая варьируется в зависимости от потребностей исследования.
По уровню инновационности:
- Оригинальные монографии, вносящие новые идеи, теории, модели или подходы и имеющие высокий уровень научной новизны.
- Обзорные монографии, предлагающие читателям систематизацию и анализ существующих знаний, исследований, подходов. Такие монографии используются для обобщения научных достижений в данной области.
Таким образом, монографии имеют разные формы и направления в зависимости от их содержания, методов исследования, целевой аудитории и других характеристик. Ответ на вопрос, сколько авторов может иметь монография, зависит от темы исследования и основательности ее изложения.
2.2. Кто может стать автором (соавтором) монографии?
Автором или соавтором монографии может стать любой исследователь, независимо от ученой степени, если он имеет соответствующие наработки и внес значительный вклад в исследование. Это могут быть аспиранты, кандидаты и доктора наук, а также другие специалисты и исследователи:
- Аспиранты, если они проводят оригинальные исследования и получают новые результаты в своей научной области. Совместное авторство с научным руководителем или другими исследователями является распространенной практикой.
- Кандидаты наук имеют право быть авторами монографий, поскольку демонстрируют способность проводить самостоятельные исследования и публиковать результаты.
- Доктора наук имеют высокий уровень экспертизы и часто являются авторами монографий, охватывающих глубокие и сложные научные вопросы. Они также могут выступать в качестве научных редакторов или руководителей коллективных монографий.
- Практикующие специалисты в различных областях (медицина, право, инженерия, экономика и т.п.) могут быть авторами монографий, если они проводят исследования или имеют значительный опыт в своей сфере. Это могут быть ученые без научных степеней, но с весомым вкладом в определенную область знаний.
В коллективных монографиях могут участвовать несколько авторов, каждый из которых отвечает за свой раздел или аспект исследования. Часто молодые исследователи и аспиранты пишут монографии в сотрудничестве с научными руководителями, что помогает получить необходимый опыт и поддержку. Таким образом, автором или соавтором монографии может стать любой исследователь, имеющий соответствующую экспертизу и внесший значительный вклад в исследование, независимо от ученой степени.
Что такое монография и для чего она нужна — в видео:
3. Требования к написанию монографии
Многие исследователи, прежде чем приступить к работе, ищут информацию о том, как правильно написать монографию. Требования к монографиям варьируются в зависимости от научного учреждения, издательства или академического сообщества, однако существуют общие стандарты и рекомендации, обеспечивающие высокое качество научного труда. Итак, если ученый выбрал цель написания научного исследования такой вид, как монография, требования к ее написанию – необходимость:
Требования |
Характеристика |
Научная новизна и оригинальность |
Монография должна содержать оригинальные исследования и новые знания, ранее не опубликованные. Тема исследования должна быть актуальна и значима для соответствующей научной отрасли. Аннотация к монографии содержит эти данные. |
Четкая структура и логика изложения |
Монография должна иметь четкую структуру, включающую такие разделы, как введение, обзор литературы, методология, результаты исследований, обсуждения, заключения и список литературы. Логика изложения материала должна быть последовательной и понятной читателю. |
Методологическая обоснованность |
Исследование, представленное в монографии, должно быть проведено с использованием соответствующих научных методов и методологии. Описание методов исследования должно быть детальным и четким, чтобы другие исследователи могли повторить эксперимент или исследование. |
Достоверность и надежность данных |
Данные, представленные в монографии, должны быть достоверны и надежны. Они должны основываться на тщательном сборе и анализе информации. Все выводы должны быть обоснованы и подтверждены результатами исследований. |
Качество написания и языковые (речевые) требования |
Монография должна быть написана четким, понятным и грамматически правильным языком. Все термины и понятия должны быть четко определены и использованы в течение всего текста. |
Этические стандарты |
Авторы должны соблюдать этические нормы научной деятельности, включая избегание плагиата, обеспечение надлежащего цитирования источников и корректное отражение вклада всех соавторов. В случае использования данных, требующих нравственного одобрения (например, данные о человеке), авторы должны получить соответствующие разрешения. |
Оформление и технические требования |
Монография должна быть оформлена в соответствии с требованиями издательства или научного учреждения, включая форматирование текста, стилистику, использование графиков, таблиц и иллюстраций. Библиографическое описание монографии должно быть оформлено согласно принятым стандартам Украины и других стран (например, фармакопейная монография – это работа, которая пишется в соответствии с украинскими и европейскими требованиями) |
Рецензирование |
Монография должна пройти процесс рецензирования, где независимые эксперты оценивают ее научное качество, оригинальность, методологическую обоснованность и другие аспекты. |
Соблюдение этих требований помогает обеспечить высокое качество и научную ценность монографии, способствуя ее признанию в академической среде. Поэтому ученые, которые ищут совет, как написать монографию, могут взять в основу эти требования и рекомендации.
Чтобы не ошибиться с оформлением монографии, ознакомьтесь с Положением об издании монографии или прочтите требования ВАК к монографиям, которые разрабатываются и утверждаются в каждом ВУЗе.
Также при написании научной монографии пример подобных работ может быть ориентиром для ее наполнения и оформления, однако следует соблюдать установленные требования и рекомендации.
Также существуют определенные требования и критерии авторства:
При написании монографии чрезвычайно важен четкий сформулированный вопрос исследования и систематический подход к сбору и анализу данных. Кроме того, важно обеспечить научную честность, избегая плагиата и правильно ссылаясь на источники.
Сколько вопросов может рассматриваться в монографии?
Преимущественно исследуется одна тема или вопрос, поэтому в названии этого вида научного исследования есть слово «моно».
Как сформулировать название монографии?
Она должна быть четкой, короткой и понятной (5-6 слов), то есть из названия монографии должно быть сразу понятно, какая проблема исследуется.
Можно ли написать монографию на основе диссертационного исследования?
Да, но нужно привести ее в «читабельный» вид, ведь диссертация пишется преимущественно для ученых и содержит сложные трактовки и аргументы. Кандидатскую (докторскую) монографию будут читать не только ученые, поэтому язык преподавания должен быть более простым и понятным для всех читателей.
Как опубликовать монографию?
Публикация монографии – последний этап работы над ней. Она может осуществляться за счет средств ВУЗа, в котором работает ученый, за счет самого исследователя или за счет других организаций, заинтересованных в издании и последующей продаже монографии (в т.ч. – интернет-издательства).