1. Что такое отчет по практике?
По результатам прохождения практики студент должен написать отчет. Это документ, который отображает чего научился студент, какими навыками завладел и какие профессиональные качества получил за период прохождения практики. Это очень важная работа, ведь именно на ее основе делается вывод о профессиональной подготовленности студента.
Многие студенты недостаточно ответственно относятся к написанию отчета по практике, считая, что это дело не так важно, как, например, реферат или курсовая. Но необходимо отнестись к такому виду работы очень серьезно, ведь он является показателем знаний, умений, практических навыков, полученных в процессе учебы и стажировки.
2. Виды отчетов по практике
Как правило, студенты за весь период учебы проходит практику трижды. Сначала они проходят учебную практику, потом производственную. Завершающим этапом, на котором показываются все знания студента и навыки, освоенные им за весь период учебы, является прохождение преддипломной практики. Каждая из этих практик имеет свои особенности.
2.1. Отчет по учебной практике
Учебная практика — это первая практика студента, она является совокупностью мероприятий, которые помогают понять будущую профессию. Как правило, она включает экскурсии на разнообразные предприятия, организации или заводы, непосредственно связанные с будущей профессией. Учебная практика проходит в групповых занятиях, поэтому нужно использовать возможность и получить как можно больше теоретических знаний о деятельности предприятия.
Целью данного вида практики является углубление и закрепление полученных в ходе учебы теоретических знаний из выбранной специальности, приобретение навыков практической и исследовательской работы и ознакомление с разными аспектами практической работы.
Поскольку учебная практика является самым простым видом практической подготовки студента, структура отчета по ней также не представляет особую сложность. От стандартной структуры отчета по практике он отличается тем, что, обычно, не имеет практической части.
2.2. Отчет по производственной практике
Производственная практика — практическая часть учебного процесса, которая проходит, как правило, на разных предприятиях в условиях реального производства. В процессе производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов учебы, приобретения студентами умений и навыков практической работы из выбранной специальности. Отчет по производственной практике выполняется согласно методических рекомендаций кафедры.
Следует помнить, что производственная практика направлена на самостоятельную работу и личные рассуждения студента, поэтому собственное мнение и рекомендации очень важны в отчете.
2.3. Отчет по преддипломной практике
Преддипломная практика — важнейший этап за весь период учебы, нуждается в ответственном подходе. Она является заключительным этапом учебы, во время ее прохождения студент анализирует тему своей работы, доводит ее до логического завершения.
Структура отчета по преддипломной практике определяется в методических рекомендациях, но в основной части отчета должна быть приведена информация из темы дипломной работы (например, практическая часть отчета по практике должна содержать соответствующие расчеты из темы дипломной работы).
3. Цели и задания написания отчета по практике
Не смотря на отличия между всеми видами практики, они имеют похожие цели и задания:
Как только практика завершена, впереди студента ожидает важный этап: процесс написания отчета. Данный вид работы преследует следующие цели:
- продемонстрировать знание и навыки, которые студент получил на предприятии;
- выявить новые профессиональные качества;
- оценить степень готовности к профессиональной жизни.
Вот почему важно знать, как правильно написать отчет по практике. Этот документ должен содержать подробное описание информации о процессе работы предприятия, образцах его документации и нормативных актов. В отчете нужно детально описать свою деятельность в организации, рассказать о собственных достижениях и привести примеры улучшения/оптимизации работы предприятия.
4. Структура и составляющие отчета по практике
Отчет по практике — это работа объемом 25-40 страниц, выполненная в печатном виде, который доводит факт прохождения студентом практики на предприятии. Написание отчета по практике достаточно ответственная работа.
Любой документ, в том числе и отчет практики, имеет определенную структуру и правила написания, которых необходимо придерживаться. В целом, отчет по практике включает следующие элементы:
1. Титульный лист отчета по практике должен содержать следующую информацию:
- в шапке приводится название министерства, учебного заведения, факультета, кафедры;
- посредине титульного листа отчета по практике необходимо отметить название вида отчета — учебная, производственная или преддипломная;
- название темы дипломной работы на титульном листе отчета — в случае, когда пишется отчет по преддипломной практике;
- фамилия и регалии студента и научного руководителя/руководителя практики.
Титульный лист отчета по практике — это самая первая страница, а значит, на нее будет обращаться внимание. Важно проверить правильность написания всех имен и фамилий.
Титульный лист должен быть заверен подписью директора и печатью предприятия.
2. Календарный план (график стажировки) является одним из основных элементов отчета по практике. Часто у студентов возникают сомнения по поводу того, как написать отчет о практике и как заполнить график стажировки. Он составляется в виде таблицы и обязательно включает информацию о запланированных работах, сроках проведения этих мероприятий, месте практических занятий. В календарном плане практики обязательно ставится отметка о выполнении/невыполнении того или иного мероприятия. Календарный план позволяет увидеть, какие мероприятия запланированы для практиканта, или проводятся они вовремя и насколько эти мероприятия отвечают теме будущей дипломной работы студента.
3. Содержание. В содержании перечисляются разделы отчета и указываются страницы. Содержание необходимо для структуризации документа и удобства изучения руководителем.
4. Вступление — раздел, который определяет цель прохождения практики, ее задания, коротко описывает шаги студента во время прохождения практики, содержит основные характеристики базы практики и тому подобное.
5. Основная часть — это раздел, который обычно состоит из двух частей.
Первая часть — это описание организации, где проходила стажировка. Это теоретическая часть, в которой прописывается цель существования организации, принцип ее работы, должностные обязанности и график работы практиканта.
Вторая часть — аналитическая, в которой проводятся все необходимые расчеты, составляются графики, таблицы, чертежи. Эта часть должна быть подкреплена приложениями к отчету. Фактически в практическом разделе студент приводит детальный отчет о выполнении производственных заданий, выкладывает суть изученных вопросов в соответствии с целями и заданиями прохождения практики.
Профиль выполняемой работы в процессе прохождения практики должен отвечать специальности, полученной студентом:
Направление подготовки |
Выполняемая работа в процессе прохождения практики |
Юрист |
практика предоставления помощи в подготовке юридических документов, написании исковых заявлений и ответов на них, участия в судебных заседаниях, обжалования решений и отслеживания хода их выполнения, а также юридического сопровождения соглашений и тому подобное. |
Бухгалтер |
развитие навыков учета материальных и производственных ресурсов предприятия, себестоимости продукции, отслеживания движения средств на счетах, а также зачисление заработной платы, подведения итогов финансовой деятельности компании и тому подобное |
Экономист |
практика анализа динамики основных показателей хозяйственной деятельности, финансового планирования, оптимизации использования ресурсов, повышения конкурентоспособности организации и так далее |
Психолог |
изучения психических особенностей человека с помощью методов наблюдения, беседы, психодиагностики, а также составление протоколов и рекомендаций по результатам анализа с учетом возраста, пола, этнической принадлежности индивида и тому подобное |
Педагог |
практика преподавания и аудиторной работы, в частности, чтение лекций, проведения занятий по программе учебного заведения, контроль знаний учеников, а также внеклассные мероприятия по проверке домашних заданий, составления плана уроков, организации развлекательных мероприятий и тому подобное |
Материалы для написания отчета по практике берутся из уставных документов организации, архивов, нормативно-правовых актов, приказов и других решений государственных органов. Будущим бухгалтерам и экономистам необходимо выучить данные налоговой, статистической и финансовой отчетности предприятия, законодательную базу регулирования отрасли.
6. Индивидуальное задание на практику. Оно включает в себя несколько пунктов. Содержит ответы на вопрос о том, чем будет заниматься студент во время прохождения практики, какая цель и основные задания, запланированные результаты. Индивидуальное задание на практику должно содержать название учебного заведения, кафедры и руководителей, а также адрес базы практики и длительность прохождения практики. В индивидуальном задании на практику также может быть приведена информация о виде практики и теме будущей дипломной работы практиканта. Данное индивидуальное задание на практику согласовывается с руководителем практики от организации и утверждается руководителем практики от учебного заведения.
7. Выводы — это часть отчета, в которой подбиваются итоги, описываются полученные знания и приобретенные навыки, даются собственные рекомендации относительно улучшения работы базы практики.
Выводы обычно пишутся на основании вступления и описывают степень достижения поставленных целей и заданий. Не стоит забывать указать то, что не удалось освоить во время практики, с чем возникли трудности, но акцент должен быть сделан на полученных практических навыках и знаниях.
8. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ДСТУ 8302: 2015 «Информация и документация. Библиографическая ссылка. Общие положения и правила составления».
9. Приложения — отдельные документы предприятия, нормативные акты, чертежи, анкетирования, статистические данные и тому подобное. Каждое дополнение должно быть размещено на новой странице.
Сопроводительные документы:
1. Дневник отчета по практике является одним из важнейших документов, который заполняется в течении всего процесса стажировки. Дневник по практике — это описание повседневной деятельности студента во время прохождения практики, чего он достиг и что узнал, в каких мероприятиях принимал участие. Как правило, дневник — это специальный бланк, который должен заполняться от руки и который выдает руководитель практики от ВУЗА. Дневник практики — это официальный документ, на который ставится печать предприятия и подпись руководителя практики. Дневник обязательно добавляется к отчету.
2. Характеристика — оценка деятельности студента во время прохождения практики руководителем практики от предприятия, а также от учебного заведения.
Характеристика от предприятия содержит оценку практиканта из разных сторон, в частности как работника предприятия, старательность и ответственность во время прохождения практики. Удостоверяется печатью и подписью куратора с места прохождения практики.
На характеристику практиканта влияют такие факторы:
- явка (отсутствие или наличие прогулов);
- привлечение студента к практической деятельности;
- участие в разных мероприятиях организации;
- качество выполнения своих прямых обязанностей как сотрудника компании;
- способность к учебе и способность приобретать практические навыки.
5. Самые распространенные ошибки в отчете по практике
Чтобы написать отчет прохождения практики правильно, без ошибок, нужно внимательно прочитать методические рекомендации. Чем тщательнее изучить требования, тем меньше ошибок можно допустить, а значит, переделывать отчет не придется, и можно рассчитывать на высшую оценку.
К самым распространенным ошибкам, которые допускают студенты в отчете по практике можно отнести:
- грамматические и орфографические ошибки;
- нарушаются пропорции объема конструктивных элементов работы;
- были нарушены требования к оформлению работы (выбран неправильный шрифт, пронумерован титульный лист и так далее);
- отсутствует один из обязательных структурных элементов (титульный лист, содержание, вступление, выводы, список использованной литературы, а также дневник практики и характеристика);
- отчет не отвечает требованиям относительно уровня плагиата;
- разделы отчета оформлены неправильно. Каждый структурный элемент должен начинаться с новой страницы;
- титульный лист оформлен неправильно;
- отсутствие одного из обязательных элементов во вступлении (например, не указываются цели, задания или характеристика базы прохождения практики);
- тема практики не отвечает содержанию отчета;
- вопросы недостаточно освещены;
- раскрываются вопросы, которые не связаны с темой отчета. Обычно такой прием используется, когда нужно собрать необходимый объем работы, а информации по теме мало;
- несоответствие выводов той информации, которая приведена в основной и вступительной частях;
- неполные выводы;
- дневник практики заполнен некорректно, пропущенные дни;
- несоответствие литературных источников содержания отчета.
6. Рекомендации относительно написания отчета по практике
Успешное прохождение практики — это возможность получить первые полезные навыки в профессии. Хорошо зарекомендовав себя, студент получает шанс быть замеченным руководством компании с перспективой успешного трудоустройства в будущем.
Написание любого отчета по практике начинается с получения методических рекомендаций в университете (на кафедре). Это своеобразная инструкция из подготовки отчета. В них содержится вся необходимая информация по заданиям практики, написанию и оформлению отчета.
Грамотный, структурированный отчет по прохождению практики предусматривает тщательный сбор информации о предприятии, анализе этой информации, разработке плана совершенствования деятельности предприятия.
Следует отнестись к прохождению практики серьезно, ведь написание отчета не будет иметь трудностей только в том случае, если студент действительно понимает, чем занимается.
Общими советами, написание отчета из практики, следующие:
- необходимо внимательно изучить и придерживаться методических рекомендаций. В них содержатся уже сформулированные цели и задания практики, есть все необходимые формы, расписанные стандарты оформления отчета;
- делая выводы, следует избегать общих, поверхностных суждений;
- не стоит игнорировать требования к оформлению текста (шрифт, интервал и так далее);
- внимательно проверять наличие всех необходимых подписей и печатей.
Таким образом, отчет по практике — не просто еще одна ступень на пути к диплому, а повод оценить собственные перспективы карьерного роста в избранной специальности, повысить квалификацию. Написание отчета по практике учит систематизации знаний, совершенствует аналитические и коммуникативные навыки студента.
Когда нужно писать отчет по практике?
Отчет по практике, как правило, пишется в процессе или по завершению прохождения практики.
Можно ли отклоняться от устоявшейся структуры отчета по практике?
Обычно, структура отчета по практике определяется методическими рекомендациями учебного заведения. В случае, если невозможно раскрыть тот или другой вопрос основной части отчета, это не будет считаться грубым нарушением, но следует навести объяснение с чем именно связана такая ситуация (например, предприятие не занимается тем или другим видом деятельности) и привести рекомендации или перспективы в будущем. Вступление, выводы, список источников, дополнения и сопроводительные документы должны быть в отчете обязательно.
Что не стоит писать в отчете по практике?
В отчете к практике не стоит писать много теоретического материала. Строго запрещено писать информацию, которая не отвечает действительности (например, подавать неправдивые документы или отчетность предприятия, описывать виды деятельности которым не занимается предприятие и тому подобное). Перекручивание или фальсификация в отчете по практике будет иметь негативные последствия на защите.
Можно ли выдать отчет по практике скачанный из Интернета как собственный, если предприятие аналогично?
Загружать отчет по практике из Интернета не рекомендуется — данные могут устареть, а информация что содержится в таком отчете может быть неактуальной. К тому же в разных учебных заведениях могут быть разные требования к оформлению и структуре отчета по практике. Также стоит помнить об уникальности работ.