1. Понятие справки о внедрении результатов диссертации
1.1. Первое знакомство со справкой
Знакомство со справкой о внедрении результатов диссертационного исследования, как правило, происходит у докторантов PhD первого года обучения на занятиях по курсу «Организация и методика научно-исследовательской работы». Именно там возникает вопрос о необходимости внедрения результатов исследований.
В начале научной карьеры часто складывается впечатление, что обучение в аспирантуре и практическое применение созданных в это время разработок требуют отдельных затрат времени и усилий. На самом же деле эти процессы тесно связаны: в ходе обучения докторант PhD получает необходимые знания, разрабатывает методики или модели, а внедрение является логическим продолжением этой работы. Реализация может происходить в форме использования результатов в учебном процессе, научных отчетах, методических материалах или производственной практике. По результатам такого внедрения выдается соответствующая справка.
1.2. Определение справки
Справка о внедрении результатов диссертационного исследования – это официальный документ, который подтверждает практическое использование научных результатов, полученных в диссертационном исследовании. Справка выполняет роль обобщенного документа о значимости научной работы диссертанта и является необходимым приложением к диссертации при ее защите.
Справка является документом информационного характера. Это подтверждение фактов, без детального описания процедуры внедрения.
1.3. Основные функции справки
Справка о внедрении результатов PhD исследования имеет функцию удостоверения факта того, что результаты научной работы не остались лишь теоретическими, а были применены в деятельности предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, научных лабораторий и т. д.
К функциям документа также относятся:
- определение конкретных результатов исследования;
- перечень внедренных результатов (методики, модели, алгоритмы, программы, рекомендации, технологии и т. д.);
- обозначение сферы и формы применения результатов;
- указание ожидаемого или фактического эффекта (экономического, социального, педагогического, экологического).
Если внедрение происходило в нескольких учреждениях, необходимо оформлять несколько справок (по одной от каждой организации).
1.4. Назначение справки
Назначение документа о внедрении результатов исследования докторанта заключается в подтверждении факта прикладного значения работы.
Справка необходима для:
- соискателя ученой степени – как доказательство того, что его работа имеет практическое значение;
- специализированного ученого совета – справка входит в пакет документов для защиты диссертации и подтверждает, что исследование имеет прикладной эффект;
- учреждений или организаций, выдавших справку – это официальная фиксация того, что были использованы результаты научных разработок в своей деятельности (учебной, производственной, научно-исследовательской), то есть было внедрено что-то новое и актуальное.
Справка о внедрении результатов диссертационного исследования предназначена для:
- доказательной базы защиты (является подтверждением того, что разработку можно применить на практике);
- демонстрации сотрудничества науки и практики (доказывает, что научная работа не оторвана от реальных потребностей общества);
- удостоверения репутационного аспекта (партнерство вуза с учреждениями, которые внедряют его результаты).
Не следует перегружать текст документа чрезмерными деталями – важен сам факт и форма применения результатов.
2. Какими законодательными или нормативными актами регулируется
Справка о внедрении результатов диссертации имеет нормативно-правовое регулирование, отраженное в ряде документов. Основные из них:
- Требования к оформлению диссертации (приказ МОН Украины №40 от 12.01.2017 г.) – предусматривают, что в случае практического использования полученных результатов диссертации соискатель подает документы, которые это подтверждают.
- Порядок государственной регистрации и учета диссертаций, авторефератов и научных докладов (приказ МОН Украины №271 от 24.03.2022 г.), где в разделе реквизитов указано, что информация о «внедрении результатов диссертации» должна быть зафиксирована соответствующим кодом в государственном реестре.
- Приказ МОН от 11 сентября 2024 года №1304 – данный документ упоминает внедрение результатов диссертаций в государственной регистрации научных данных и научных разработок.
- Методические рекомендации и внутренние положения вузов или научных учреждений – часто содержат собственные документы о порядке учета и использования научных разработок, а также о порядке подготовки подтверждающих документов.
Агентство «Магистр» подготовило более 600 диссертаций и имеет многолетний опыт сопровождения научных исследований на всех этапах. Наши наблюдения подтверждают: справка о внедрении результатов значительно повышает шансы на успешную защиту. Мы уделяем особое внимание тому, чтобы каждый соискатель мог четко продемонстрировать практическую ценность своей работы.
Благодаря такому подходу более 90% диссертаций, заказанных в агентстве «Магистр», получили высокую оценку по прикладному применению разработок, а около 80% ученых смогли использовать свои наработки для реальных проектов и программ.
3. Структура справки и пример оформления
3.1. Ключевые элементы документа
Справка о внедрении результатов PhD исследования имеет четко определенную структуру:
- Реквизиты учреждения.
Полное название организации (на фирменном бланке). При необходимости указываются адрес и контакты. - Название документа.
Заголовок: «СПРАВКА» с подзаголовком «о внедрении результатов диссертационного исследования». - Вводная часть.
Указывается, кому выдана справка (Ф.И.О. соискателя, его статус), тема диссертации. - Основная часть.
Приводится перечень научных результатов, которые были внедрены (методики, модели, алгоритмы, рекомендации, технологии, программы и т. д.); сфера применения (в какой организации, подразделении или процессе использованы результаты). Также указываются форма внедрения (учебный процесс, производственная деятельность, научная работа, управленческая практика) и имеющийся эффект от применения (например, экономический, социальный, педагогический, научно-практический и т. д.). - Заключительная часть.
Как правило, заключительной частью является устойчивая формулировка о назначении справки: «Выдана для представления в специализированный ученый совет…». - Подписи и печать.
Документ подписывается руководителем учреждения (должность, подпись, Ф.И.О.), ставится печать организации и дата выдачи. Дата справки должна соответствовать периоду фактического использования результатов.
При получении справки в зарубежных организациях печать на фирменном бланке не ставится. Только подпись руководителя и дата подписания.
3.2. Пример справки внедрения результатов диссертационного исследования
Текст документа должен быть лаконичным, но содержательным. Справка о внедрении результатов диссертационного исследования образец:
Пример справки о внедрении результатов диссертационного исследования может быть использован в качестве шаблона докторантами PhD любых специальностей.
Если в диссертационной работе речь идет о прикладных научных исследованиях, стоит делать акцент на технологиях, программах, экономическом эффекте. Если диссертационная работа относится к педагогическим или социальным наукам, в справке следует сосредоточиться на методиках, учебных программах, рекомендациях и образовательном воздействии.
4. Рекомендации по оформлению
В таблице систематизированы основные рекомендации по оформлению справки.
Элемент |
Требования |
Бланк |
Оформление только на официальном бланке организации с реквизитами и логотипом |
Стиль изложения |
Официально-деловой, лаконичный, без эмоциональных оценок |
Объем |
Как правило, 1 страница |
Шрифт |
Times New Roman, размер 12–14 |
Межстрочный интервал |
1,5 |
Выравнивание текста |
По ширине |
Структура |
Вводная часть (ФИО соискателя, тема), основная часть (что, как и где внедрено), заключительная часть (назначение справки) |
Обязательные реквизиты |
Дата, подпись руководителя учреждения, печать |
Язык |
Государственный (украинский). Для полученной от иностранных организаций – английский |
Дополнительные материалы |
При необходимости – ссылки на приказы, акты, методические разработки |
Если имеются подтверждения в виде приказов, актов или учебных материалов – их можно приложить к справке о внедрении результатов.
5. Практическое значение документа для научной деятельности
Практическое значение документа о внедрении результатов заключается в том, что он является ключевым доказательством усовершенствования или реальной пользы разработки и ее интеграции в образовательную, производственную или научную практику.
Кратко практическое значение документа можно обозначить как «четыре П»:
- Прикладной характер;
- Подтверждение внедрения;
- Положительный эффект;
- Публикационные возможности.
Чтобы найти прикладную площадку для внедрения результатов диссертационного исследования, необходимо действовать системно и поэтапно. Прежде всего стоит рассмотреть возможности внутри собственного университета. Наиболее близкими и доступными площадками являются кафедра или факультет, где можно использовать разработанные методики в учебных курсах, лабораторных работах или методических рекомендациях. Также в рамках университета можно сотрудничать с научными лабораториями, которые обеспечат апробацию моделей или программного обеспечения, либо обратиться в центры трансфера технологий, специализирующиеся на поиске партнеров для практического применения результатов.
Следующим шагом могут стать профильные научные учреждения Национальной академии наук Украины и отраслевые институты. Они часто заинтересованы в инновационных решениях и могут взять результаты исследования для использования в государственных или ведомственных программах. В технических и прикладных темах партнерами могут выступить предприятия, на которых реально можно проверить и протестировать модели или технологии.
Важными площадками для внедрения могут быть и государственные органы, например, местные администрации или ведомственные учреждения, где результаты могут найти применение в образовательных, управленческих или обеспечивающих безопасность процессах. Еще одна возможность – участие в конкурсах, грантах и проектах, таких как Horizon Europe, COST, Erasmus+ или национальные программы МОН и НФДУ. В таких случаях внедрение является обязательной частью отчетности и подтверждает практическую значимость исследования.
Сколько справок нужно для защиты PhD?
Обычно от 2 до 5 справок, в зависимости от специализации и характера работы. Например, одна – от производства, другая – от учебного заведения.
Как найти организацию, которая сможет выдать справку о внедрении результатов PhD исследования тем, кто нигде ранее не работал и поступил в аспирантуру сразу после окончания университета?
Предложите результаты исследования своей Alma Mater. Преподавателям и руководству университета всегда приятно, когда их выпускники продолжают развиваться.
Кто должен выдавать справку о результатах внедрения диссертации?
Только то учреждение или организация, где реально состоялось внедрение результатов (кафедра, научная лаборатория, предприятие, государственное учреждение).