1. Понятие научной новизны и ее значение
Научная новизна – один из ключевых элементов исследования, определяющий его уникальность, ценность и значимость для научного сообщества. Эта категория не формальность, а сердцевина научного труда.
Новизна определяет, есть ли основания называть исследование научным и действительно ли оно является новым вкладом в развитие знаний.
Понимание того, что такое научная новизна, необходимо для формирования качественной исследовательской работы. Под этим понятием следует понимать обоснование или создание чего-нибудь принципиально нового:
— идеи;
— подхода;
— методики;
— интерпретации или решения проблемы.
Важность данного элемента исследовательской работы сложно переоценить. Она является «научным стержнем» каждого исследования, претендующего на признание в академической среде.
Научная новизна – это шанс ученого проявить себя, оставить свой след в науке или даже положить начало новому направлению исследований.
Она не только подчеркивает уникальность подхода к исследованию или решению научной проблемы, но обеспечивает научную и практическую ценность полученных результатов.
Неудачное или недостаточное представление данного элемента в структуре научной работы может значительно снизить уровень восприятия исследования как самостоятельного и перспективного. Поэтому особое значение приобретает четкое понимание того, где и на каких этапах научной работы необходимо указывать новизну, чтобы она была логически вписана в содержание, прозрачно сформулирована и обоснована.
Во вступлении |
Подчеркивает актуальность и значимость исследования. |
Формулировка задач исследования |
Демонстрирует инновационный характер поставленных целей. |
Отдельный подпункт «Научная новизна» |
Предоставляет формализованное представление о достижениях исследования. |
Выводы |
Подытоживает исследование и подтверждает его научную ценность. |
При освещении научной новизны целесообразно учитывать структурный элемент исследовательской работы, в котором она представляется, поскольку способ формулировки, форма и уровень детализации могут отличаться в зависимости от контекста.
Следовательно, определение «научная новизна» состоит в четкой формулировке уникальных аспектов исследования, ранее не раскрытых в академической среде. Ее значение трудно недооценить, поскольку без нее деятельность ученого превращается в механическое воспроизведение уже известных фактов, а развитие науки теряет динамику.
2. Виды научной новизны в студенческих работах
2.1. Теоретическая новизна
Теоретическая научная новизна – элемент научного исследования, отражающий вклад автора в развитие/совершенствование научных знаний, понятий, теорий, концепций или подходов.
Она отмечает о том, что в рамках работы сформулированы новые научные положения или усовершенствованы уже имеющиеся теоретические конструкции.
Теоретическая новизна может проявляться в следующих аспектах:
- формулировке новых научных понятий или терминов;
- создание новой классификации или типологии;
- формировании оригинальной теоретической модели или концепции;
- уточнении или переосмыслении существующих дефиниций;
- обоснование новых закономерностей, связей или причинно-следственных зависимостей.
В соответствии с этим выделят следующие ее формы:
Теоретическая новизна является неотъемлемым показателем научной ценности исследования. Ее особенности включают:
Абстрактность |
Имеет обобщенный характер, часто не связана с практическим внедрением, а направлена на расширение границ теоретического знания. |
Обобщение знаний |
Предусматривает критическое осмысление имеющихся научных подходов и создание новой парадигмы или ее уточнение. |
Обоснованность |
Должна быть подтверждена анализом литературы по сравнению с уже существующими теориями и логической аргументацией. |
Системность |
Не может быть случайным, а должно гармонично вписываться в общую структуру научной работы. |
Ее формулировка должна быть четкой, обоснованной и отвечать требованиям академической добродетели.
2.2. Практическая новизна
Практическая научная новизна – это один из ключевых элементов научного исследования, отражающий его прикладную значимость и потенциал внедрения в различные сферы общественной жизни.
Она состоит в:
- разработке/усовершенствовании способа деятельности, который может быть применен на практике;
- систематизации набора прикладных советов/действий для специалистов в определенной сфере;
- формировании практического инструмента реализации образовательных, социальных или профессиональных целей;
- упрощенные представления сложного процесса, облегчающего его внедрение;
- формировании новых или адаптированных тестов, анкет, опросников, форм оценки;
- введении новых форм организации, управления или взаимодействия в учреждениях;
- разработке технологий в цифровом формате, автоматизирующих или оптимизирующих определенную деятельность;
- создание конкретного плана использования результатов исследования в реальной среде.
На основании этого определяют следующие формы практической новизны:
Практическая новизна предполагает возможность непосредственного применения результатов исследования в реальных условиях.
К ключевым характеристикам данного вида новизны относятся:
Прикладная ориентация |
Результаты исследования должны быть адаптированы для использования специалистами-практиками. |
Конкретность |
Четко сформулированы рекомендации, инструкции или алгоритмы внедрения. |
Возможность апробации |
Наличие проверки или тестирования результатов в реальных условиях. |
Социальная значимость |
Потенциальная польза для отдельных групп населения, учреждений или общества в целом. |
Следовательно, наличие практической новизны свидетельствует о способности результатов исследования трансформироваться в конкретные решения, которые можно эффективно использовать в практической среде.
2.3. Эмпирическая новизна
Эмпирическая научная новизна является важной составляющей научного исследования и связана с получением новых фактических данных, ранее не известных или не исследовавшихся в избранном контексте.
Данный вид новизны прямо отмечает самостоятельность и творческий подход исследователя к сбору и анализу фактического материала, что делает исследование весомым вкладом в развитие избранного направления науки.
Она базируется на:
- сборе уникальной информации, ранее не исследованной или опубликованной;
- разработке и реализации новых экспериментальных методов или исследований;
- фиксации явлений или процессов в ранее не изучаемых средах или обстоятельствах;
- использование инновационных инструментов или техник для получения информации;
- изучении новых социальных, природных или технических объектов, ранее не охваченных;
- идентификации ранее неизвестных или незафиксированных взаимосвязей между явлениями;
- определении результатов действия факторов в необычных или специфических условиях;
- использование инновационных методик анализа для более глубокого понимания эмпирических данных.
Эмпирическая новизна должна отражать оригинальность и уникальность эмпирического материала, полученного в процессе проведения экспериментов, опросов, наблюдений, измерений, наблюдений или других методов сбора информации.
На современном этапе различают следующие формы данной новизны:
Эмпирическая новизна обеспечивает основу для дальнейшего теоретического осознания и практического применения полученных результатов исследования.
Оригинальность |
Эмпирические данные должны быть новыми, ранее не полученными или опубликованными. |
Обоснованность |
Полученные факты должны основываться на достоверных, валидных и научно принятых методах исследования. |
Актуальность |
Эмпирические результаты должны иметь значение для развития соответствующей области знаний или практики. |
Репрезентативность |
Выборка или объект исследования должны быть достаточно репрезентативны для корректного обобщения результатов. |
Новизна методологии |
Применение новых или модернизированных методов сбора и анализа данных. |
Интерпретационная ценность |
Результаты должны способствовать расширению теоретических знаний или практического применения. |
Ограниченность контекстом |
Должна касаться конкретных условий, времени или среды проведения исследования. |
В общем, эмпирическая новизна является основой научной уникальности и достоверности исследования, поскольку основывается на получении новых фактических данных.
2.4. Комбинированная новизна
Комбинированная научная новизна – это комплексный тип, объединяющий несколько видов (теоретическую, практическую, эмпирическую) в пределах одного исследовательского проекта.
Она проявляется, когда учёный не только формирует новые теоретические положения, но и подтверждает их с помощью уникальных эмпирических данных и создает практические рекомендации/инновации, имеющие применение в реальных условиях.
Главное в применении комбинированной новизны – рациональное сочетание выбранных видов.
К основным формам комбинированной новизны в научных исследованиях относятся:
Теоретико-практическая |
Сочетает формулировку новых теоретических положений с внедрением их в практику. |
Теоретико-эмпирическая |
Сочетает разработку новых теоретических идей с эмпирической проверкой или обоснованием. |
Эмпирико-практическая |
Базируется на результатах эмпирических исследований, трансформирующихся в практические рекомендации. |
Модельно-апробационная |
Подразумевает создание новой модели или концепции и ее экспериментальное испытание. |
Методологически диагностическая |
Содержит разработку нового методологического подхода с последующей его проверкой или использованием в диагностике. |
Концептуально-прикладная |
Предусматривает формулировку новой концепции и ее адаптацию к конкретной сфере деятельности. |
Комплексная (интегрированная) |
Охватывает одновременный вклад в нескольких направлениях (теория, методика, эмпирия, практика). |
Этот тип новизны – один из самых сложных. Он требует от учёного междисциплинарной гибкости и высокого уровня методологической культуры.
Ключевые характеристики комбинированного новшества, позволяющие глубже понять его потенциал и научную значимость, включают:
Синтез разных типов новизны |
Одновременное сочетание теоретических, эмпирических и практических составляющих. |
Интегративность |
Исследование сочетает разные подходы, методы и результаты для комплексного рассмотрения проблемы. |
Высокая ценность |
Таковой тип новизны обеспечивает значимый вклад в развитие науки и практики. |
Повышенная сложность |
Для достижения комбинированной новизны необходима глубокая методологическая и исследовательская подготовка. |
Многофункциональность |
Результаты могут быть одновременно теоретически значимы, эмпирически подтверждены и практически полезны. |
Комбинированная научная новизна является свидетельством целостного всестороннего подхода исследователя к решению научной проблемы. Она повышает научно-прикладную ценность исследования, способствуя его интеграции в разные сферы знаний и деятельности.
3. Формулировка научной новизны
3.1. Основные принципы формулировки новизны
Формулировка научной новизны в студенческих научных работах – это ключевое требование к качеству исследования, которое демонстрирует уровень самостоятельного мышления, умение анализировать, оценивать и систематизировать информацию.
Учитывая ограниченность исследовательского опыта у студентов, она может отображаться посредством уточнения теоретических положений или новых подходов к изучению малоисследованных аспектов проблемы.
Четко сформированная и логически подтвержденная новизна повышает качество и академическую ценность исследования, а также демонстрирует готовность студента к более глубокой научной деятельности.
К основам ее формулировки в студенческих работах относятся:
Выявление пробелов в научном знании |
Студент должен определить, что остается недостаточно изученным, противоречивым или обобщенным в исследуемой тематике. Это могут быть не только содержательные пробелы, но и методологические, временные, региональные и т.п. Новизна в этом случае проявляется через восполнение существующих пробелов в науке. |
Обоснованность и доказательность |
Формулировка новизны не должна быть не обоснованным утверждением. Оно должно четко основываться на аналитическом обзоре источников, авторском подходе к интерпретации фактов, а также на аргументированном сравнении с предыдущими научными результатами. |
Согласованность с другими элементами исследования |
Новизна должна быть логически связана с целью, задачами, объектом, предметом и гипотезой исследования. Она не может быть изолированным или случайным компонентом, поскольку это кульминация слаженной исследовательской логики. |
Конкретность и четкость формулировки |
Выражение новизны не должно быть размытым. Целесообразно избегать общих фраз таких как: «актуальна» или «имеет практическое значение». Необходимо четко указывать, что именно сделано впервые, что доказано или получено, что усовершенствовано в контексте выбранной темы. |
Адаптация существующих подходов к новым условиям |
Часто новизна в студенческой работе проявляется в использовании известных методик или моделей к специфическому объекту, социокультурному контексту, категории респондентов, временных рамок, ранее в таких направлениях не исследовавшихся. |
Междисциплинарность как источник новизны |
Использование инструментария смежных наук способствует возможности взглянуть на проблему под новым углом и обеспечить комплексность анализа. |
Верификация из-за эмпирических результатов |
Если исследование включает эмпирическую часть (анкетирование, наблюдение, эксперимент), новизна может быть подтверждена новыми, нетипичными или неожиданными результатами, уточняющими или расширяющими существующие утверждения и теории. |
При формулировке следует избегать общих фраз и абстрактных утверждений.
На современном этапе наиболее распространенными типичными формами новизны в студенческих работах есть:
В общем, формулировка новизны является эффективной возможностью для студента реализовать себя как молодого ученого, способного продуцировать новые знания или практические решения в пределах определенного академического пространства.
Для правильной формулировки новизны необходимо сформировать «недостающее звено» между двумя разными подходами. Часто в научных текстах существуют две группы авторов или подходов, исследующих проблему с разных сторон: одни изучают теоретические основы, а другие – прикладные аспекты. Если эти подходы не совмещены или между ними есть логический «пробел», рекомендуется сформировать исследование, которое станет «мостиком» между ними и определит авторскую новизну.
3.2. Пример научной новизны
Научная новизна дипломной (магистерской) работы имеет ключевое значение. Она состоит в:
- теоретическом обобщении;
- углубленном анализе;
- практическое уточнение ключевых аспектов изучаемого процесса/явления в современных условиях развития соответствующей сферы.
Наиболее распространенными клише формулировки новизны в дипломном исследовании являются:
- уточнен понятийно-категориальный аппарат исследования, что позволило сформировать авторскую трактовку основных понятий, таких как [—-], [—-] и [—-];
- обобщены и систематизированы существующие научные подходы к изучению проблемы [—-], что позволило выявить противоречия и пробелы в теории и практике;
- выявлены актуальные риски/тенденции/проблемы, характерные для функционирования [—-] в условиях [—-] (н-д, глобализации, цифровизации, трансформационной экономики, военного положения и т.п.);
— на основе проведенного анализа сформированы практические рекомендации по усовершенствованию [—-], которые носят прикладной характер и могут быть использованы в [—-].
Рассмотрим пример научной новизны магистерской работы по теме «Управление инновационными процессами предприятия в условиях цифровой трансформации»:
Рассмотренный пример научной новизны дипломной работы характеризует комплексный подход. Он удачно объединяет:
- теоретическое обобщение;
- усовершенствование методических инструментов;
- разработку прикладных решений;
- апробацию практических рекомендаций.
Данный способ дает возможность получить результаты, которые будут иметь весомый вклад в развитие современного управления.
4. Доказательство научной новизны результатов
Рассмотрев, что такое научная новизна возникает необходимость определить пути ее подтверждения и аргументации в рамках исследования. Ее доказательство – это не формальность, а структурированный процесс, который требует:
- основательной аналитики;
- внимательной проработки источников;
- критического мышления;
- умение выделять уникальные аспекты собственного вклада.
Аргументирование новых понятий, концепций, теорий, практик и т.д. в научном исследовании должно основываться на современном состоянии развития избранного направления науки.
Доказательство научной новизны полученных результатов означает не только утверждать их уникальность и оригинальность, но и убедительно обосновывать это на основании аргументированных и доказательных фактов.
В настоящее время существует несколько ключевых путей, которыми учёный обосновывает новизну:
Сравнительный анализ с предварительными исследованиями |
Сопоставление полученных результатов с уже имеющимися в научной литературе является одним из наиболее распространенных и убедительных способов. Если результаты не повторяют существующие положения или усугубляют их, это прямо свидетельствует о научной новизне. |
Введение нового терминологического или понятийного аппарата |
В теоретических исследованиях новизна может проявляться во введении новых понятий, категорий, моделей, изменяющих или уточняющих научную трактовку проблемы. |
Разработка и апробация новых подходов или методик |
В прикладных работах важным признаком новизны является формирование и практическое испытание новых методов, дающих более эффективные, точные и адаптивные результаты. |
Изучение малоисследованных или новых объектов, явлений или контекстов |
Смещение фокуса исследования на новую плоскость (например, новую ситуацию, социальную группу, временной отрезок и т.п.) является одним из способов доказательства новизны. |
Эмпирические результаты, дополняющие или отрицающие существующие теории |
Если исследование выявляет неожиданные зависимости или связи, ранее не изученные и описанные – это существенное доказательство новизны. |
Интеграция знаний из разных отраслей |
Междисциплинарные подходы в ходе исследования обеспечивают возможность рассмотреть проблему с новой точки зрения, наполняющую полученные результаты новизной. |
Итак, доказательство научной новизны является целостным интеллектуальным процессом, сочетающим глубокое погружение в тему, аргументированную самооценку вклада исследователя и аналитическую точность. Правильное ее представление превращает исследования по простой репродукции знаний в перспективный шаг в развитии науки.
Что такое научная новизна в студенческой работе?
Уникальный вклад автора в науку через новые идеи, методики, подходы или решение проблемы, ранее не освещенные.
Почему научная новизна является важной частью исследования?
Она определяет ценность, актуальность и самостоятельность исследования, обеспечивает его научную и практическую значимость.
В каких структурных частях студенческой работы необходимо освещать научную новизну?
Во введении, задачах исследования, отдельном подпункте «Научная новизна», в выводах и защите.
Какие ключевые характеристики имеет научная новизна?
Оригинальность, уникальность, системность, обоснованность, академическая добродетель и значимость для науки или практики.