1. Тезисы в научной деятельности
Что такое тезисы и как их писать? Этот вопрос стоит перед каждым, кто стремится представить результаты собственного исследования в кратком, логическом и убедительном формате.
Тезисы – это краткое изложение основных идей, положений и выводов научной работы, позволяющее ознакомиться с сущностью исследования без чтения полного текста.
Тезисы имеют не только информационное, но и коммуникативное значение – служат основой научного диалога, обсуждения и апробации идей.
Тезисы используются для участия в:
- научных конференциях;
- симпозиумах;
- круглых столах.
Благодаря тезисам автор представляет результаты своей работы перед профессиональной аудиторией.
Тезисы – это важный вид письменной работы для всех, кто стремится заявить о себе в научном сообществе:
Они являются обязательным элементом при подготовке докладов, публикаций в сборниках научных работ, а также отчетности об этапах выполнения научных исследований.
Относительно регулирования общегосударственного стандарта именно как писать тезисы не существует, однако требования к их написанию устанавливаются локально:
- организаторами конференций;
- научными учреждениями;
- редколлегиями сборников и т.д.
Все научные тезисы должны соответствовать принципам академической добродетели, что предполагает уникальность изложенного материала, правильное оформление ссылок и недопущение плагиата.
Заметим, что качественно написанные тезисы могут стать стартовой платформой для дальнейшей публикации статьи, участия в научных проектах или защиты исследования на высшем уровне.
2. Основные аспекты написания тезисов
2.1. Общие требования к написанию
Тезисы – это не просто краткое изложение научной работы. Это концентрат мнений, аргументов и выводов, представленный так, чтобы за несколько абзацев убедить читателя в научной значимости вашего исследования. В процессе их написания важно четко понимать, что такое тезис, ведь именно он формирует основную идею исследования.
Многие начинающие во время подготовки к конференциям или научным мероприятиям спрашивают себя: что это такое тезис и какую роль он играет в академической среде.
Тезис – это главная смысловая единица любых тезисов. Именно он формирует ядро научного сообщения, вокруг которого выстраивается вся структура изложения.
Независимо от объема или тематики, написание тезисов невозможно без формирования четкого, лаконичного и научно обоснованного тезиса, который соответствует цели исследования и демонстрирует его научную новизну.
Тезис – это ключевое мнение, которое автор обосновывает через факты, аргументы и выводы.
Для детального понимания рассмотрим пример написания тезиса:
Определение, что такое тезис является отправной точкой для понимания структуры и содержания научного текста, поскольку именно тезис формирует основную идею исследования.
Согласно этому, понимание того, что такое тезис является необходимым условием для логического и содержательного изложения мнений при написании тезисов.
На современном этапе требования к написанию тезисов предусматривают соблюдение нескольких важных аспектов, относящихся не только к формату, но и к содержанию, стилю и научной этике:
Категория |
Требование |
Объяснение |
Концептуально-содержательные |
Определенность темы |
Тема должна быть четко сформулирована, соответствовать профилю научного мероприятия. |
Актуальность проблемы |
Автор обосновывает значимость изучаемого вопроса в контексте современных научных дискуссий. |
|
Цель и задачи |
Формулирование исследовательской цели и конкретных задач по ее достижению. |
|
Основной тезис |
Это центральная идея, логически пронизывающая весь текст и отражающая новизну. |
|
Научная новизна |
Представление оригинального подхода, результатов или гипотезы. |
|
Результативность |
Краткое резюме полученных результатов с указанием их практической или теоретической ценности. |
|
Аргументированность |
Тезисы должны содержать логические доказательства, научные ссылки или эмпирические факты. |
|
Структурно-композиционные |
Формальная логика изложения |
Текст должен иметь внутреннюю структуру: введение → цель → методы → результаты → выводы. |
Последовательность и цельность |
Все элементы содержания должны быть взаимосвязаны без противоречий. |
|
Лаконичность |
Избегание повторов, общих фраз и излишней детализации. Сущность без «воды». |
|
Завершенность мнения |
Каждый фрагмент имеет отчетливо выраженную и завершенную идею. |
|
Лингвистически-стилистические |
Научный стиль |
Использование профессиональной терминологии, объективности, отсутствие эмоциональной окраски. |
Языковая грамотность |
Грамматическая, орфографическая и пунктуационная правильность. |
|
Стилистическое соответствие |
Сдержанность, точность, избегание публицистических оборотов. |
|
Однозначность формулировок |
Избегание двусмысленности или метафор, характерных для художественного стиля. |
|
Технические и формальные |
Объем |
Часто регламентируется: 1-2 страницы или до 3000 знаков (в зависимости от требований конференции). |
Шрифт и оформление |
Times New Roman, размер 14 или 12, межстрочный интервал 1,5 или 1. |
|
Формат представления |
Word, PDF или другие; согласно инструкциям организаторов мероприятия. |
|
Язык написания |
Государственный язык, английский язык конференции. |
|
Ключевые слова |
5-7 ключевых понятий, отражающих предмет и метод исследования. |
|
Этические и академические |
Академическая добродетель |
Обязательно соблюдение норм этики: отсутствие плагиата, правильное цитирование. |
Авторская ответственность |
Автор подтверждает достоверность данных и выражает только свои научные взгляды. |
|
Ссылки на источники |
Все источники должны быть оформлены согласно установленным стандартам. |
Написание тезисов – не механическое сокращение статьи, а творческая миниатюра, где важно сохранить не только информацию, но и авторское видение, интонацию, стиль.
В случае участия в международной конференции или публикации в научном сборнике правила написания тезисов могут регулироваться:
- Положениями о научных мероприятиях.
- Требованиями издательств.
- Инструкциями оргкомитета.
Успешные тезисы отличаются гармоничным сочетанием научной обоснованности, языковой точности и способности вызвать интерес у целевой аудитории, что свидетельствует о высоком уровне академического мастерства.
2.2. Этапы написания тезисов
Успешное написание тезисов – структурированный процесс, подразумевающий последовательную работу с темой, источниками и формулировкой собственной научной позиции.
Чтобы понять, как создать качественный текст, следует рассмотреть основные этапы написания тезисов, соответствующие академическим стандартам.
Этап |
Реализация |
Практический совет |
1 этап – Определение темы и проблематики |
Выбор актуальной научной темы и формулировка основного исследовательского вопроса. |
Сформулируйте тему в одном предложении. |
2 этап – Сформировать цель и задачи исследования |
Определение целевой установки научной работы и конкретных задач, обеспечивающих ее достижение. |
Начните с глаголов: «проанализировать», «обнаружить». |
3 этап – Обработка источников |
Сбор и критическая проработка научных публикаций, современных исследований, аналитических материалов. |
Используйте источники последних пяти лет. |
4 этап – Формулировка главного тезиса |
Определение ключевой идеи исследования, составляющей смысловой центр всего тезисного изложения. |
Тезис – это ядро всего текста. |
5 этап – Построение структуры |
Составление материала в соответствии с общепринятой логической структурой. |
Каждый абзац – это одно логическое мини-сообщение. |
6 этап – Краткое изложение |
Конденсация содержания с учетом ограниченного объема и требований к академической лаконичности. |
Не превышайте 2 страниц (4-6 тысяч знаков). |
7 этап – Редактирование и проверка |
Проведение окончательной проработки текста, исправление языковых, стилистических и технических ошибок. |
Перед опубликованием дайте на просмотр другому человеку. |
Написание тезисов – это процесс формулировки, отбора и структурирования научной мысли, а не просто сокращение большого текста.
Знание этапов процесса написания поможет создавать не просто технически правильные, но содержательно сильные и убедительные научные тезисы.
2.3. Структура тезисов
Вне зависимости от объема или тематики, структура тезисов придерживается определенных общепринятых принципов. Она обеспечивает не только удобство читателя, но и демонстрирует научную зрелость автора.
Независимо от того, подаёте ли вы тезисы на студенческую конференцию или в сборник международного уровня – структура должна быть безупречно соблюдена. Это свидетельствует о Вашей научной дисциплинированности и уважении к читателю.
Следует отметить, что в большинстве случаев названия структурных элементов в тексте тезисов не пишутся отдельными заголовками, особенно если тезисы имеют малый объем и подаются в виде сплошного текста. Однако есть исключения – все зависит от требований организаторов конференции или сборника, где публикуются тезисы.
Названия структурных элементов пишутся:
- Если есть требование в шаблоне конференции или издательства.
- Если объем тезисов превышает 2 страницы.
- Если тезисы оформляются как микростатья.
- В учебных целях для тренировки структурирования научного текста.
В целом структура тезисов – это не формальность, а основа их содержательной силы. Именно логическое построение позволяет кратко, но убедительно донести главную идею исследования, заинтересовать аудиторию и показать свою научную зрелость.
3. Разновидности тезисов
Тезисы имеют различные формы и стили, определяемые их предназначением, глубиной анализа и содержания. Основное отличие разновидностей тезисов состоит в том, насколько подробно они раскрывают тему, какие акценты делают на теоретической или практической частях исследования, а также в структуре изложения.
Краткие обзорные тезисы – это краткие изложения основных идей или результатов исследования. Они содержат только ключевые положения, формулировки проблемы, цели, методы и краткие выводы. Такие тезисы идеально подходят для начального знакомства с темой и широко используются в конференционных сборниках.
Обычно готовят студенты бакалавриата или магистратуры, а также молодые ученые, желающие кратко представить основные идеи или результаты своего исследования для первого знакомства с темой или участия в конференциях начального уровня.
Рассмотрим тезисы как пример обзорных:
*Источник: скриншот сделан из открытого источника «Сборник докладов юбилейной 90-й ежегодной студенческой научной конференции «Инновационные проекты для послевоенного восстановления и развития Украины» 17 апреля – 20 мая 2023 г.С.8-9»
Аналитические тезисы подразумевают более глубокий анализ проблемы, включают обоснование выбора методов, детальные результаты экспериментов или исследований, а также сравнение с существующими подходами. Они требуют четкой логики изложения и научной аргументации.
В большинстве своем их пишут аспиранты, молодые ученые и опытные исследователи, которые обладают глубоким пониманием проблемы и могут детально обосновать выбор методов и сделать научно обоснованный анализ полученных результатов.
Для детального понимания рассмотрим тезисы – пример аналитических:
*Источник: скриншот сделан из открытого источника «Тезисы докладов ІІ международной научно-практической конференции «Вызовы для туристического бизнеса в Украине: европейская практика». – Львов: Растр-7, 2025. С.15-16»
Практико-ориентированные тезисы сосредоточены на применении исследований в реальных условиях. В них подчеркиваются практические рекомендации, инновационные методики или технологии, которые могут использоваться в профессиональной деятельности.
Характерные для специалистов-практиков, инженеров, педагогов и ученых, занимающихся внедрением исследований в реальные условия работы, предлагают инновационные технологии или рекомендации по профессиональной деятельности.
Рассмотрим практико-ориентированные тезисы – образец написания:
*Источник: скриншот сделан из открытого источника «Сборник тезисов докладов ХXIII Международной онлайн-конференции научно-педагогических работников, научных сотрудников и аспирантов «Проблемы и перспективы развития технических и биоэнергетических систем природопользования: конструирование и дизайн». – К., 2024. С.140-142»
Методические тезисы содержат новые педагогические подходы, методики преподавания или организации учебного процесса. Они должны быть понятны, структурированы и направлены на улучшение образовательной практики.
Готовят преподаватели, методисты, научные работники в сфере образования, разрабатывающие и предлагающие новые педагогические подходы, методики преподавания и организации учебного процесса.
Рассмотрим тезисы – пример методических:
*Источник: скриншот сделан из открытого источника «Современные мировые тенденции развития науки, образования, технологий и общества: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции (Кропивницкий, 28 июня 2023). Кропивницкий: ЦФЭНД, 2023»
Инновационные тезисы акцентируют внимание на новизне идей, открытиях или технологических решениях. Они должны подчеркивать оригинальность, актуальность и значимость предложенного исследования.
Их создают молодые ученые, опытные ученые, изобретатели, специалисты в сфере инноваций и технологий, акцентирующие внимание на уникальности и актуальности своих открытий или новых идей.
*Источник: скриншот сделан из открытого источника «Молодежная наука: инновации и глобальные вызовы // Сборник тезисов по материалам Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых – Полтава: НУПП имени Юрия Кондратюка, 2024. С.563-564»
Независимо от разновидности написание тезисов требует соблюдения принципов четкости, логичности, краткости и научной обоснованности.
Заметим, что правильный выбор типа тезисов позволяет эффективно представлять идеи, адаптируя их к конкретной аудитории и цели коммуникации.
4. Советы для начинающих
Для многих студентов и молодых исследователей написание тезисов является первым шагом в научной деятельности. Этот вид письменных работ требует особого внимания, ведь в ограниченном объеме необходимо кратко, логически и убедительно представить результаты собственного исследования.
Ученый, понимающий, что такое тезисы, способен не только лаконично изложить суть своего исследования, но и заинтересовать аудиторию уже с первых строчек, создав простор для профессионального диалога и дальнейшего осмысления проблемы.
Чтобы сделать процесс написания тезисов более осознанным и результативным, следует придерживаться нескольких проверенных советов:
- Формулирование темы и основной идеи исследования должно быть четким и лаконичным. Прежде чем писать, следует ответить себе на вопрос: «Что именно я хочу донести до читателя?» Это позволяет избежать излишней информации и сосредоточиться на главном.
- Структура тезисов должна воспроизводить логику научного мышления: актуальность проблемы, цель исследования, основные положения или результаты, выводы. Однако важно не превращать текст в перечень шаблонных пунктов – тезисы должны «читаться» как целостное связное изложение.
- Большое значение имеет язык изложения. Следует избегать громоздких конструкций, канцеляризмов и неоправданной эмоциональности. Простота и точность формулировок есть признаки зрелого стиля. Такие слова, как исследовано, установлено, доказано, создают профессиональное впечатление и формируют доверие к тексту.
- Объем – не менее важный аспект. Тщательное редактирование – необходимое условие качественных тезисов. Избыточные слова, повторы, «вода» – все это требует отстранения, чтобы оставить только содержательное ядро.
- Тезисы следует перечитать несколько раз (желательно вслух). Это поможет выявить не только грамматические ошибки, но и недостатки стиля, логики или структуры.
Чтобы легко сформулировать суть тезисов, представьте, что должны объяснить свою научную работу человеку, который не имеет никакого понятия в тематике Вашего исследования. Для этого воспользуйтесь правилом трех ответов на вопрос: «Что исследую и почему это важно?», «Что я уже узнал или сделал?», «Почему это может быть полезно другим». Этот миниформат поможет определить главную идею без лишних слов. Запишите эти три ответа – и у Вас уже есть содержательная основа, с которой легко начать формировать полноценные тезисы.
Что такое тезисы в научной деятельности?
Это краткое изложение основных идей, результатов и выводов научной работы по презентации научного исследования.
Какую функцию выполняют тезисы на научных мероприятиях?
Они служат основой научного диалога, апробации идей и презентации исследований перед профессиональной аудиторией.
Существует ли единый стандарт написания тезисов?
Нет, единого государственного стандарта нет – требования устанавливают организаторы конференций или редколлегии.
Каким должен быть основной тезис в тексте тезисов?
Это четко сформулированная ключевая идея, отражающая новизну исследования и логически пронизывающая весь текст.
Каковы основные этапы написания тезисов?
Определение темы, формулирование целей и задач, анализ источников, создание главного тезиса и построение структуры.
Почему важна академическая добродетель в тезисах?
Она гарантирует уникальность текста, правильное цитирование и предотвращает плагиат, являющийся основой научной этики.